рейтинг блогов

Черногория - большое введение

топ 100 блогов sibeaster04.07.2022 В июне этого года я побывал в Черногории. Я уже ездил туда в 2005 году, еще организованным туристом, мне тогда жутко не понравилось (после Турции и Греции) - совок совком, а в моей гостинице сербские отдыхающие еще и потасовку ежеутренне устраивали за сосиски (их выбрасывали на завтрак только один раз, и нужно было успеть этот вожделенный продукт урвать). Но времена меняются, и мы с ними.

Мой незабвенный тренер Роман Зорин относился пренебрежительно ко всяким "хитрым штукам из ю-тьюба", а учил, что в любой ситуации на ковре нужно знать два выхода - А и Б. Пробуешь А; не выходит - переходишь к Б; вновь не вышло - снова делаешь А или Б; в итоге противник запутается))) Так вот Черногория изначально была моим планом А на это лето - шенгенская виза у меня закончилась в апреле, срок действия паспорта истечет в феврале 2023г, так что длинную визу все равно не получить, на "открытие" вожделенной страны Трусов и паникеров вообще надежды не было, и против всей этой череды неприятностей играла безвизовая Черногория - страна храбрецов и героев, да еще и с теплым Ядраном.

Но где-то в конце 2021 года в игру неожиданно вступила моя текущая "любимая жена" Хорватия, существенно облегчившая визовые требования (стало достаточно предоставлять брони гостиниц, раньше же требовалось их предоплатить). Хорошо, переходим к плану Б - купил аэрофлотоский билет в Пулу, забронировал две недели в гостинице, в которой я был в прошлом году, записался в визовый центр на 11 марта...

И тут случилась война.

Признаюсь, что первые недели после начала войны я запаниковал и действовал слегка бессистемно. Вы же помните, что сначала мы с загнивающей Европой закрыли друг для друга небо; ходили слухи про отказ европейцев выдавать визы вообще; былы неясны дальнейшие действия турок и сербов (будут летать - не будут летать). Но паниковать борцу нельзя; я вспомнил про Рому и вернулся от плана Б к плану А.

Первым делом я отказался от аэрофлотовского билета - да, с потерей 4 тыс, но зато я получил деньги назад уже 9 марта. К этому моменту уже прояснились планы турок и сербов - да, они продолжат полеты. Но наступили черные дни отключения наших визовских карт, я попытался купить билеты СПб-Стамбул-Подгорица в последний день работы Визы в России, но, увы, не сработало...

Форум Винского был в те дни переполнен паникующими. Но за пару дней ситуация прояснилась; турки имеют в крупных городах России свои офисы и преспокойно продают там билеты и за наличные, и по нашим картам. Есть такой офис и в СПб, прямо на Невском проспекте, первый дом слева от Строгановского дворца. Отлично, - сказал я, и ближайший обеденный перерыв рванул на Невский (один перегон в метро). О-о-о, очередь в офис Турецких авиалиний (третий этаж) начиналась на первом этаже и двигалась черепашьими шагами. Тут не то, что за обеденный перерыв, тут за рабочий день можно не справиться...

Пошел читать форум Винского дальше, а там все уже по совету владельца покупали билеты через агрегатора (судя по интенсивности рекламы, этот агрегатор Винскому же и принадлежит). В старые добрые времена меня учили, что покупать авиабилеты у посредника, обойдется, быть может, и дешевле, но геморрой возможен в самых неожиданных местах. Выхода не было, борцу иногда следует рисковать, и я решился. 14 марта я стал счастливым обладателем билетов "СПб-Стамбул-Подгорица и обратно" за 42 тыс рублей. купленных у конторы OneTwoTrip. Правда, на сайте Туркишей этот билет "пробивался" по номеру, а в личном кабинете даже удалось прикрепить к билету мобильный телефон и лчиную почту.

Конечно, сидение на вулкане - не лучший способ досуга, а три месяца между покупкой билета и полетом по ним были именно сидением на вулкане. Турки дважды меняли расписание, о чем приходили уведомления на почту и телефон. В течение дня после этого мое агентство присылало мне обновленные билеты. Как рассказывают коллеги по несчастью (т.е. те, кто были вынуждены покупать билеты таким кривым путем), проблемы подстерегают в тех случаях, когда из-за значительного изменения в расписании "разваливается" стыковка в стамбульском аэропорту, - в этом случае авиакомпания отказывается менять билеты напрямую, а советует обращаться к посреднику; посредник же, в свою очередь, ссылается на очень долгую бюрократическую процедуру у авиакомпании; пока они перепихивают ответственность друг на друга, заканчиваются билеты на альтернативные рейсы ну и т.д. Меня пронесло мимо этих проблем, ну а волнения...кто их там считает...

Если вы пойдете моим путем, имейте в виду, что "сильно вперед" турки продают билеты по старому расписанию, а где-то месяца за два начинают его корректировать. Общее правило - перелет Россия-Стамбул становится продолжительнее, причем либо за счет более раннего отправления, либо более позднего прибытия (не угадаешь, но можно подсмотреть расписание на ближайшую неделю). Более того, даже с учетом измененного расписания самолеты постоянно опаздывают. Поэтому брать короткую стыковку в стамбульском аэропорту - опасно. Стамбульский аэропорт очень большой, с трехзначной нумерацией гейтов. Т.е. сначала доходишь, например, до группы гейтов А, потом спускаешься на эскалаторе по указателю А1, а там тебя ожидает еще один большой зал с гейтами А1А, А1В...При обоих перелетах (и в Европу, и в Россию) в Стамбуле еще раз проходишь личный досмотр, хотя он там и хорошо организован, но некоторое время на это потребуется. В моем случае "туда" я должен был лететь с 3-часовой стыковкой (из-за изменения расписания и почти часовой задержки рейса стыковка сократилась до 1,5 часов); обратно - с ночевкой в аэропорту. С последней нет никаких проблем: нашел незанятый гейт, сел в кресло, уснул.

У плана А был еще один подводный камень. Изначально я забронировал на Букинге две гостиницы: на пару ночей в Подгорице (оттуда ближе в горные монастыри выезжать) и на оставшиеся 12 дней в Будве. Первая была с бесплатной отменой, заканчивавшейся за день до заезда; даже если она бы отвалилась, в Подгорице много гостиниц, и номера там есть всегда - совсем нетуристическое место. А вот будванская гостиница была забронирована еще до войны, и по условиям за две недели до заезда они должны были снять с карточки половину суммы. В марте пришлось писать им слезное письмо с объяснением случившегося и просьбой пожалеть "жертву необъявленной войны". Ответа на письмо не было целый месяц, так что я для подстраховки забронировал себе на эти же даты квартиру в Бечичах, там по букинговским условиям даже данные карточки были не нужны - оплата на месте наличкой. Я уже созрел отменить бронь в молчащей, как рыба об лед, гостинице и опуститься до апартаментов (ну не будет завтрака! ну не будут менять полотенца каждые три дня! я же тупой борец), но в апреле гостиница все же ответила...на чистом русском языке: да, мы все понимаем; приезжайте и заплАтите на месте наличкой. Причина их доброты выяснилась уже в Будве: в гостинице проживало единовременно не более шести человек (только на одну ночь приехал микроавтобус из Албании, вот там был десант человек 20 одним махом), так что выбирать отельерам было не из кого)))

Волнение отпустило меня только в день перед вылетом. Да настолько отпустило, что я проспал на работу))) Просыпаюсь и думаю: вот ведь даже до будильника проснулся и даже выспался. Гляжу: на часах 9-25! А на работу я обычно встаю в 7-30))) Еще одна неприятность случилась по дороге в аэропорт: таки пошел обещанный ливень, а я был в шлепанцах. Но это были такие досадные мелочи по сравнению со звонком от нижнего соседа на второй неделе моего отпуска: я его затапливаю! И это при перекрытых запорных кранах! Как уже выяснилось после возвращения, прогнил стояк ХВС в перекрытии: у меня все сухо, а у соседа душ с потолка...

Ладно, вернемся все-таки к поездке. Перво-наперво, Небывалая паникодемия фейковируса закончилась! Маски не требуют ни в самолете, ни в аэропорту, ни в автобусах! ПЦР-тест и свидетельства о факцинации никому не нужны! На самолетах Турецких авиалиний вновь, как в старые добрые времена, подают горячее (даже в ночной рейс, я же вылетал в 2-30 утра)! Более того, вместе с Небывалой паникодемией исчез, судя по всему, и международный терроризм: на борту подают металлические нож и вилку.

Стамбульский аэропорт, как во времена св Константина и Сулеймана Великолепного, - это перекресток цивилизаций. В аэропорту видел "классические мусульманские семьи" (один мужик + пять дам в паранджах), негров в разнообразных одеяниях, японо-китайцев, ну и разнообразных бело-европейцев, разумеется. Наше пустое Пулково (в "мою" ночь вылетали один за другим три турецких рейса - в Стамбул, Бодрум и Анталью, а следующий рейс - в 8 утра в Ош) - это слезы по сравнению со Стамбулом.

Зато на этом фоне аэропорт в Подгорице - просто сельский. Одноэтажный, залы прибытия-убытия совмещены, зал ожидания крохотный, рейсовых автобусов в город нет в принципе. Как пишут в интернетах, такси в город стОит 12 евро, но меня задушила жаба, и я пошел альтернативным путем. Минутах в 10-15 от аэророрта есть ж/д платформа Аэродром, откуда можно доехать до Подгорицы за 1 евро (только изучите расписание - поезда ходят нечасто). Платформа - это просто бетонная будка на бетонном же низком перроне у однопутной железки (фотографии есть на гугл-картах; один из пользователь охарактеризовал эту платформу как in the middle of nowhere). До поезда в Бар было около получаса (его ждал один мужичок, который в разговоре оказался...чехом), в Подгорицу - 1,5 часа. Торопиться мне было некуда, и я готов был посидеть, но проезжавший мимо по проселочной дороге таксист соблазнил меня довезти за 3 евро. Для понимания ситуации: обратно такси от автостанции в Подгорице до аэропорта обошлось мне в 21 евро - так показал счетчик(((

Подгорица - скучный неинтересный город, от турок там остался крохотный квартал Стари-Варош с заурядной частной застройкой, одной мечетью и одной Часовой башней. Некоторого внимания стоят, быть может, только мосты через Морачу (ударение на втором слоге: МорАча), но это исключительно из-за принципа "на безрыбье и рак - рыба". Я остался в Подгорице на два дня, чтобы оттуда выехать в два монастыря на севере страны - в известнейший паломнический Острог и не менее известную МорАчу (фрески XIII-XVII веков). После этого я уехал в Будву, где и возлежал на пляже 12 дней с двумя перерывами. В первый перерыв утром была гроза, и ожидался пасмурный день, так что я скатался в Цетине (старая гражданская и действующая церковная столица Черногории). А на следующий день случился ливень, длившийся шесть часов - с 9-30 до 15-30, и я уехал к Котор (ударение на первом слоге - КОтор, хотя изначально итальянское название явно КаттАро). Конечно, гулять под ливнем - не самое большое удовольствие (обычные улицы превратились в реки, а улицы-лестницы - в водопады), но зато не жарко, и все удалось посмотреть. В Которе я в итоге побывал дважды: накануне отъезда домой опять случился дождик)))

Будва за годы, прошедшие с 2005го, превратилась в очень приличный курорт. Построено много высоких современных отелей, а строится их еще больше. Но наряду с ними и вопреки им очень много маленьких отельчиков, гостевых домов и просто квартир, сдающихся в аренду. Так что потенциально там может очень много курортников уместится, но, видимо, сезон только начинался. Пляж в Будве - песчано-галечный с упором на гальку, лежать удобно, а вот ходить от полотенца до моря в первые дни приходилось в шлепанцах: галька сильно нагревается и обжигает ступни, потом привык. Море теплое, чистое и очень глубокое: шагах в 3х от берега уже по шею. Но, в отличие от Страны трусов и паникеров, где до буйков можно дойти пешком, а спасатели дежурят каждые 100 метров, в Стране храбрецов и героев спасателей я не видал вообще, а до буйков ни разу не доплыл - очень далеко. По моим воспоминаниям, в соседних Бечичах (дойти можно пешком - вдоль берега, через пешеходный туннель) пляж более песчаный, но я что-то разленился совсем: зачем куда-то идти, когда в 15 минутах от гостиницы нормальный и бесплатный пляж)))

Перед поездкой в Черногорию я бы советовал вам проштудировать этот сайт. Конечно, грамотных исторических экскурсов и подробных искусствоведческих штудий там нет, но для понимания специфики страны очень полезно. Что могу добавить я?

Ссылку на сайт железной дороги я уже давал. В стране всего две железнодорожных линии, обе построенные после 2МВ при Тито. Первая - это Барская пруга, соединившая Белград с Баром, давшая тем самым Сербии выход к морю. От Подгорицы на юг, к приморскому Бару, поезда ходят дольно часто, а вот на север - в Биело-Поле у сербской границы - лишь три раза в сутки (плюс дальние белградские поезда). Я очень хотел прокатиться по ней вечерним поездом из Биела-Поля в столицу, но добраться в Биело-Поле у меня не получилось (см. следующие рассказы); поглядите захватывающее 3.5-часовое видео - там сплошные туннели, мосты, ж/д петли и т.д. Вторая линия - от Подгорицы до Никшича - получила пассажирское движение только в независимой Черногории, по ней я ездил в Острог; первые полчаса она идет по равнине, а потом начинаются такие головокружительные петли, которые поезд берет на полном ходу.

Но поездами по Черногории далеко не уедешь. Основной вид транспорта - это автобус. В больших городах (Подгорица, Будва, Котор) автобусы уходят с автостанций, в Колашине автостанция была просто пустой площадкой у строящегося дома, в Манастире Морача (это деревня так называется) была просто остановка для проходящего транспорта. Расписания можно изучить на этом сайте, но слепо на них полагаться не стОит, а уж тем более не нужно заранее покупать билеты. Наличие автостанции в городе - это хотя бы гарантия, что автобус туда заедет и остановится (если мест нет, можно попроситься стоячим пассажиром), а вот проходящий мимо остановки автобус - обычное явление. Забегая вперед, скажу, что вся поездка в Манастир Морача получилась только благодаря частным извозчикам - автобусы упорно игнорировали мои пожелания ими воспользоваться; из-за этого сорвалось и планировавшееся продолжение этой поездки в Биело-Поле... В Подгорице и Будве расписания электронные, на табло; в Которе - бумажное (не подвело; видимо, его обновляют); в Колашине было тоже бумажное, но автобусы на него положили что-то похожее на болт. Посему общие правила просты и понятны: не полагайтесь на последний в этот день автобус (может не прийти); в пришедший автобус старайтесь залезать побыстрее, позабыв о правилах вежливости (мест может не хватить); билет покупайте прямо перед отправлением. За багаж с меня не взяли денег ни на пути из Подгорицу в Будву, ни на обратном; тем не менее, в автобусе Бар-Котор, которым я дважды воспользовался, водитель брал в владельцев багажа по 1 евро за каждый чемодан. В районе Будвы и Котора ходят еще и местные автобусики до ближайших городков (их расписаний в интернете нет), так что курортно-туристические места общественным транспортом обеспечены, ну а вся горная глушь (99 процентов площади страны) - это либо редкие автобусы, либо личный транспорт. В общем и целом ситуацию с цивилизацией в Черногории легко понять из такой вот карты: крохотный синий приморский кусочек - это бывшие венецианские/австрийские владения, здесь все как в Европе; вся остальная территория - это бывшие турецкие владения и гордая независимая (от нее ничего не зависело) историческая Черногория, немножко городов, между которым часами нужно ехать по серпантинам через заросшие мелколесьем горы...

Итак, я вам покажу лишь то, что увидел сам. а именно:
024-св Николай представляет БМ Стефана Вукановича
Монастырь (по-местному Манастир) Морача

022-паломники перед верхним монастырем
Монастырь Острог

025-киворий
Котор

Черногория - большое введение 001
и Цетине.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Оригинал взят у paus144 в Началось - беженцы покидают Крым! Люди таки начали массово убегать из Крыма! Сегодня несколько информационных агенств заявили о ...
Популярные видеоклипы появились в бесплатном доступе. www.ruformator.ru. Новый музыкальный сервис от создателей онлайнового кинотеатра ivi.ru дает возможность смотреть клипы самых разных отечественных и зарубежных исполнителей > Видеоклип : NORTHER We Rock ...
День 17. Песня, которую вы хотите спеть с кем-нибудь дуэтом в караоке. (полный список здесь: https://memnoga.livejournal.com/301773.html ) Караоке, товарищи, это такое место, где отсутствие вокальных данных компенсируется количеством алкоголя. Поэтому вот: ...
Миллиардер Рэй Далио сравнил эпидемию коронавируса с катастрофой, которая случается только раз в жизни. По его словам, вирус оставит, скорее, «большое эмоциональное влияние», нежели экономическое, и сокрушит инвесторов, не подготовившихся к худшему. Однако для других, подчеркивает Далио, ...
Некоторые малолетние дурачки или скажем мягче - инфантильные личности, живущие в мире без границ, часто пеняют России на то, что она якобы вмешивается во внутренние дела незалежного дурдома. Так ли это? Давайте поговорим об этом (с) Однако реальность состоит в том, что все сегодняш ...