Нови-Сад (начало)
sibeaster — 30.05.2022 Ну а сегодня мы с вами перейдем через Дунай из Петроварадина в Нови-Сад.Истории двух городских поселений тесно связаны. Петроварадинская крепость был основана в 1694 году, город вокруг нее притягивал новых поселенцев, но австрийские власти не позволяли селиться там православным сербам. И те стали обживать противоположный берег Дуная, где вознило поселение, называвшееся в официальных документах Ратцен Штадт (буквально "Рашкин город") или Петроварадинский Шанац. В 1748 году императрица Мария-Терезия пожаловала новому поселению статус вольного королевского города и предписала ему новое имя. Поскольку официальным языком в Венгерском королевстве была латынь, название города в рескрипте было тоже латинским - Неопланта, а уж местные перевели эту непонятную им хрень на свой родной язык - Нови-Сад. Т.о., Нови-Сад - очень молодой по сербским меркам город, но зато практически полностью сербский с момента своего возникновения. Впрочем, сюда, как и во всю будущую Воеводину, власти активно зазывали новых поселенцев отовсюду: так в Новом Саде появились венгры, немцы, словаки и русины, их потомки продолжают здесь жить и сейчас (за исключением немцев - их после 2МВ вынудили уехать). Город серьезно пострадал во время революции 1848-49 годов: горожане были "за Воеводину", а вот венгерский гарнизон в Петроварадине сохранил верность своей родине и упорно обстреливал противоположный берег Дуная. В результате тех обстрелов зданий XVIII века в Новом Саде практически не осталось, бОльшая часть застройки исторического центра - это вторая половина XIX - начало XX столетий.
Я заехал в Нови-Сад буквально за пару недель до объвления его культурной столицей Европы. Весь исторический центр был идеально вычищен и вылизан. Конечно, никакого сравнения с Белградом (а ведь всего-то час езды на поезде): историческая часть Нови-Сада - это типичная среднеевропейская застройка и, если попасть сюда с закрытыми глазами, то и не сразу сообразишь, что находишься в Сербии. Впрочем, в Сербию (а точнее в Югославию) Нови-Сад вошел вместе со всей Воеводиной только в 1918 году.
Воеводина - это единственное, что удалось сербам удержать во время развала Югославии. Каждая последующая югославская конституция (1963, 1974) расширяла права республик и автономных краев, и была реальная опасность ухода на сторону и Воеводины. Но еще в самом начале событий сербские власти отменили автономию Воеводины (как и Косова, но в Косове это наоборот спровоцировало вспышку сепаратизма), тем самым удержав край в Сербии. Возможно, избежать насилия удалось даже не столько из-за быстрых действий Милошевича (в других-то случаях это не помогло), а из-за национального состава края: сербы здесь составляют решающее большинство, и они уходить никуда не собирались. В новой Сербии автономия Воеводины восстановлена; из того, что удалось увидеть, это - надписи на официальных учреждениях аж на четырех языках (сербском, венгерском, румынском и русинском). Впрочем, Нови-Сад дорого заплатил за свое сохранение в рамках Сербии: НАТОвцы бомбили город нещадно, были разрушены все мосты через Дунай, разгромлен ряд промышленных предприятий. Повторюсь, в без пяти минут культурной столице Европы я следов бомбежек не замаетил: все залакировано и начищено, ну и по промзонам я не ходил)))
Начинаем с главной площади - трга Слободе.
Самое яркое здание на площади - Ратуша, я уж не удержался и поснимал всех дам на ее фасаде.
Напротив ратуши стоит католическая церковь Имени Марии (имена Мариjног - да, так она называется). В нынешнем виде - это неоготика 1891-1904 годов постройки, архитектор - Георг Молнар; предшествующий храм серьезно пострадал во время бомбардировок 1849 года и был в итоге снесен.
Похоже, главными прихожанами храма являются венгры, т.к. все объявления внутри были на их тарабарском языке.
Два шпиля - Ратуши и церкви Имени Марии - образуют яркие доминанты центра, их отовсюду видно.
За католической церковью (так и хочется назвать ее, хотя бы в силу грандиозности строения и занимаемого места на центральной площади, собором, но это - не собор; кафедра католического воеводинского епископа находится в Суботице - почти на венгерской грнаице, я туда не доехал) начинается пешеходная улица к православному собору святого Георгия.
Слегка мавританское здание по центру - это... дворец православного епископа (1901, архитектор - наш старый знакомый Владимир Николич), а за ним слева уже виден собор святого Георгия.
Сам собор был построен в 1734-1740 годах, разбомблен в 1849, отстроен в 1851-1853 (архитектор - Густав Сайба), реконструирован в 1903-1905 годах (Милан Михал Харминц). Опять-таки не зная заранее о его всегдашней принадлежности к Сербской церкви, ни за что об этом не догадаешься.
На этом месте мы притормозим - мне бы не хотелось весь Нови-Сад ужимать в один рассказ. В отличие от Белграда - города излишне серьезного и местами официозного, Нови-Сад мне показался этаким местным Парижем - городом-праздником. Я был здесь вечером обычного рабочего дня 5 января, а весь центр был забит праздно гуляющими, кафе и магазины были заполнены покупателями. Конечно, это частично могли быть и европейские туристы (отсюда до венгерcкой границы - 2 часа на автобусе), но преобладала славянская речь, так что местные были в большинстве!
В принципе, если фресочно-монастырская южная Сербия вам не слишком интересна (бывает, о вкусах не спорят), то Нови-Сад может послужить отличной базой для разъездов по Воеводине - европейской части Сербии. Гостиниц здесь много, отсюда легко добраться до Сомбора и Суботицы на междугородних автобусах или поездах; отсюда же стартуют пригородные автобусы, на которых можно попробовать взять штурмом "сербский Афон" - монастыри Фрушка-Горы (Никакого противоречия с первым предложением этого абзаца! Сербские монастыри Фрушка-Горы по виду ничем не отличаются от западноевропейских собратий); есть здесь и интересные музеи, которые в мой план не попали из-за недостатка времени.
Это была бесплатная реклама Воеводины.
Ну а в следующий раз мы с вами выйдем за пределы тех нескольких кварталов, где без дела гуляют туристы, и поглядим еще несколько нови-садских церквей.
|
</> |