рейтинг блогов

Нови-Сад (начало)

топ 100 блогов sibeaster30.05.2022 Ну а сегодня мы с вами перейдем через Дунай из Петроварадина в Нови-Сад.
001-Дунай
Истории двух городских поселений тесно связаны. Петроварадинская крепость был основана в 1694 году, город вокруг нее притягивал новых поселенцев, но австрийские власти не позволяли селиться там православным сербам. И те стали обживать противоположный берег Дуная, где вознило поселение, называвшееся в официальных документах Ратцен Штадт (буквально "Рашкин город") или Петроварадинский Шанац. В 1748 году императрица Мария-Терезия пожаловала новому поселению статус вольного королевского города и предписала ему новое имя. Поскольку официальным языком в Венгерском королевстве была латынь, название города в рескрипте было тоже латинским - Неопланта, а уж местные перевели эту непонятную им хрень на свой родной язык - Нови-Сад. Т.о., Нови-Сад - очень молодой по сербским меркам город, но зато практически полностью сербский с момента своего возникновения. Впрочем, сюда, как и во всю будущую Воеводину, власти активно зазывали новых поселенцев отовсюду: так в Новом Саде появились венгры, немцы, словаки и русины, их потомки продолжают здесь жить и сейчас (за исключением немцев - их после 2МВ вынудили уехать). Город серьезно пострадал во время революции 1848-49 годов: горожане были "за Воеводину", а вот венгерский гарнизон в Петроварадине сохранил верность своей родине и упорно обстреливал противоположный берег Дуная. В результате тех обстрелов зданий XVIII века в Новом Саде практически не осталось, бОльшая часть застройки исторического центра - это вторая половина XIX - начало XX столетий.

Я заехал в Нови-Сад буквально за пару недель до объвления его культурной столицей Европы. Весь исторический центр был идеально вычищен и вылизан. Конечно, никакого сравнения с Белградом (а ведь всего-то час езды на поезде): историческая часть Нови-Сада - это типичная среднеевропейская застройка и, если попасть сюда с закрытыми глазами, то и не сразу сообразишь, что находишься в Сербии. Впрочем, в Сербию (а точнее в Югославию) Нови-Сад вошел вместе со всей Воеводиной только в 1918 году.

Воеводина - это единственное, что удалось сербам удержать во время развала Югославии. Каждая последующая югославская конституция (1963, 1974) расширяла права республик и автономных краев, и была реальная опасность ухода на сторону и Воеводины. Но еще в самом начале событий сербские власти отменили автономию Воеводины (как и Косова, но в Косове это наоборот спровоцировало вспышку сепаратизма), тем самым удержав край в Сербии. Возможно, избежать насилия удалось даже не столько из-за быстрых действий Милошевича (в других-то случаях это не помогло), а из-за национального состава края: сербы здесь составляют решающее большинство, и они уходить никуда не собирались. В новой Сербии автономия Воеводины восстановлена; из того, что удалось увидеть, это - надписи на официальных учреждениях аж на четырех языках (сербском, венгерском, румынском и русинском). Впрочем, Нови-Сад дорого заплатил за свое сохранение в рамках Сербии: НАТОвцы бомбили город нещадно, были разрушены все мосты через Дунай, разгромлен ряд промышленных предприятий. Повторюсь, в без пяти минут культурной столице Европы я следов бомбежек не замаетил: все залакировано и начищено, ну и по промзонам я не ходил)))

Начинаем с главной площади - трга Слободе.
002-Главная площадь

003-Главная площадь

Самое яркое здание на площади - Ратуша, я уж не удержался и поснимал всех дам на ее фасаде.
004-Ратуша

005-Ратуша (деталь)

006-Ратуша (деталь)

007-Ратуша (деталь)

008-Ратуша (деталь)

009-Ратуша (деталь)

010-Ратуша (деталь)

011-Ратуша (деталь)

012-Ратуша (деталь)

013-Ратуша (деталь)

014-Ратуша (деталь)

Напротив ратуши стоит католическая церковь Имени Марии (имена Мариjног - да, так она называется). В нынешнем виде - это неоготика 1891-1904 годов постройки, архитектор - Георг Молнар; предшествующий храм серьезно пострадал во время бомбардировок 1849 года и был в итоге снесен.
017-церковь Имени Марии

018-церковь Имени Марии

019-церковь Имени Марии
Похоже, главными прихожанами храма являются венгры, т.к. все объявления внутри были на их тарабарском языке.

Два шпиля - Ратуши и церкви Имени Марии - образуют яркие доминанты центра, их отовсюду видно.
Нови-Сад (начало) 015

Нови-Сад (начало) 016

За католической церковью (так и хочется назвать ее, хотя бы в силу грандиозности строения и занимаемого места на центральной площади, собором, но это - не собор; кафедра католического воеводинского епископа находится в Суботице - почти на венгерской грнаице, я туда не доехал) начинается пешеходная улица к православному собору святого Георгия.
Нови-Сад (начало) 020

Нови-Сад (начало) 021

Нови-Сад (начало) 022

Нови-Сад (начало) 030

023-Епископский дворец и собор св Георгия
Слегка мавританское здание по центру - это... дворец православного епископа (1901, архитектор - наш старый знакомый Владимир Николич), а за ним слева уже виден собор святого Георгия.
024-собор св Георгия

Сам собор был построен в 1734-1740 годах, разбомблен в 1849, отстроен в 1851-1853 (архитектор - Густав Сайба), реконструирован в 1903-1905 годах (Милан Михал Харминц). Опять-таки не зная заранее о его всегдашней принадлежности к Сербской церкви, ни за что об этом не догадаешься.
024-собор св Георгия

025-собор св Георгия

026-собор св Георгия

027-собор св Георгия

На этом месте мы притормозим - мне бы не хотелось весь Нови-Сад ужимать в один рассказ. В отличие от Белграда - города излишне серьезного и местами официозного, Нови-Сад мне показался этаким местным Парижем - городом-праздником. Я был здесь вечером обычного рабочего дня 5 января, а весь центр был забит праздно гуляющими, кафе и магазины были заполнены покупателями. Конечно, это частично могли быть и европейские туристы (отсюда до венгерcкой границы - 2 часа на автобусе), но преобладала славянская речь, так что местные были в большинстве!

В принципе, если фресочно-монастырская южная Сербия вам не слишком интересна (бывает, о вкусах не спорят), то Нови-Сад может послужить отличной базой для разъездов по Воеводине - европейской части Сербии. Гостиниц здесь много, отсюда легко добраться до Сомбора и Суботицы на междугородних автобусах или поездах; отсюда же стартуют пригородные автобусы, на которых можно попробовать взять штурмом "сербский Афон" - монастыри Фрушка-Горы (Никакого противоречия с первым предложением этого абзаца! Сербские монастыри Фрушка-Горы по виду ничем не отличаются от западноевропейских собратий); есть здесь и интересные музеи, которые в мой план не попали из-за недостатка времени.

Это была бесплатная реклама Воеводины.

Ну а в следующий раз мы с вами выйдем за пределы тех нескольких кварталов, где без дела гуляют туристы, и поглядим еще несколько нови-садских церквей.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
А вот если представить (гипотетически), что все чернокожие вдруг превратились в белых, но их менталитет, образ жизни и привычки остаются прежними. Станут ли белые относится к ним без всякого предубеждения? Исчезнет тогда расизм или нет? Ведь все борцы с расизмом упирают на цвет кожи и ...
Два фильма: «Про любоff» (Бондарчук, Фандера, по роману Робски): и «Простые сложности» (Мерил Стрип, Алек Болдуин, и плюньте в рожу той климактеричной суке, которая написала сценарий): Оба смотрены вчера-позавчера, пока температурю. Ну, что ...
Лицо типичного русского оккупанта. Безжалостный, подлый, циничный, бездушный, дикий и варварский носитель Русского мира, несущий Голодомор оккупированным народам Олег Пономарь. pic.twitter.com/MNgbriNZ3g — доктор Кауфманн (@po6QftPkCfA6hf5) April 17, 2020 ...
После вторжения Индонезии в Восточный Тимор в 1975 году португальский язык был запрещён, индонезийский же стал языком правительства, образования и торговли, а в школах введена индонезийская школьная программа. Официальная индонезийская идеология Панча Сила была распространена на Восточный ...
на днях со мной случилось странное, никак не переварю, причем не личную часть диалога, как вы могли бы подумать. а, так сказать, идеологческую. тут в жж есть один мальчик, ну как мальчик, сороковник почти, но если судить по стилистике общения, из ...