Черные камни на картинах: почему они черные - нарочно или от воздействия
shakko.ru — 13.05.2021 Во вчерашнем обсуждении портретов королевы Елизаветы Тюдор всплыл вопрос о том, почему на картинах в украшениях черные камни. Я написала, по моему опыту изучения изумрудов в живописи, что скорей всего, этот черный был зеленым, или, быть может, синим (потому что черных драгоценных камней не бывает). Тогда я перебрала много портретов, на которых, по письменным источникам, были изумрудные украшения. А на картинах они оказывались черными.Слева: фрагмент портрета Елизаветы Тюдор, с неизвестным камнем. Справа: императрица Жозефина в изумрудной парюре
Однако в комментариях несколько человек принесли в клювиках то, что думает по этому поводу современная наука.
И что же?
Может быть, пигменты, которыми писали изумруды, действительно темнеют (это четко видно по жемчугу, если на картинах он темно-желтый, то значит, полотно сильно постарело).
На этой картине жемчуг уже даже стал зеленым. А камни на пряжках, рядом с красными (кораллами?), по традиции должны быть бирюзой...
А вот с алмазами совсем другая история.
Дмитрий Мороз сообщил нам, что в книге Филлипс Клер "Ювелирное искусство. От Средних веков до наших дней" (М., 2019) написано об этом эскизе подвески начала 17-го века следующее:
"...Как и в картинах того времени, бриллианты на этом изображении черные, что отражает темное сияние камня плоской огранки". Книга написана куратором музея Виктории и Альберта на основе музейной коллекции ювелирных изделий.
rikki_t_tavi добавляет:
Черные камни - это бриллианты!
Это мне рассказала дежурная в Портретной галерее. Там дежурят такие вполне искусстоведческого типа женщины, вовсе не бабки для охраны. Она, заметив мой интерес и разглядывания крупным планом, как это нарисовано, держалась рядом и на все отвечала. И вот про черные камни - а они на всех портретах того времени - объяснила, что в эти времена - отца Елизаветы с его многочисленными женами и самой Елизаветы - это был такой канон изображения бриллиантов.
Тюдоровские драгоценности позже закладывались и перезакладывались ради денег и рассеялись по свету. Но вот про одно - "Зеркало Великобритании" - есть вполне документированные отчеты и изображения.
И там хорошо видно, как все бриллианты нарисованы черным - и крупные и мелкие, которые усеивают оправу вокруг больших бриллиантов. Последний из этих бриллиантов сохранился и сейчас в Лувре - Санси. Он вполне бесцветный, слегка желтоватый, но на всех портретах того времени нарисован черным.
Бриллиантовое украшение "Зеркало Великобритании" здесь на шляпе у короля Якова.
А уважаемый Александр Савинов (музей-усадьба Лопасня) уточняет, чем вызвана эта странность:
"Речь, не о бриллиантах, а об алмаза огранки "роза". Под камень порой подкладывали цветную фольгу из серебра. Металл темнел и придава алмазам тёмный вид."
***
Еще можете что-нибудь добавить? Кто что знает, кому что попадалось?
|
</> |