Чему научили меня старые книги
kavery — 22.06.2020 В новом задании для марафона #92днялета нам предложили рассказать о недавнем опыте получения новых полезных знаний. Любой из нас чему-то учится, всегда, даже если это не осознает. Поэтому выбор для этот темы обширный. Стоит только задуматься. Я решила рассказать вам о своей работе.Буквально пара слов предыстории, поскольку меня читает много новых людей.
По образованию я учитель начальных классов, 10 лет проработала в школе. Учителем хотела быть с начальной школы, так что это была работа любимая и интересная, но пришлось ее поменять. Следующие 16 лет я проработала на абонементе в библиотеке Университета. Уходить оттуда я не планировала, но так сложились обстоятельства, что пришлось уволиться. Вот скоро будет 4 год как это произошло. И я не жалею, не о 16 годах работы там, ни о том, что все это позади. Наверное я внутренне устала от той работы, так что это мое недовольство и притянуло ситуацию болезненную, но необходимую.
Передо мной стоял поиск новой работы. Из библиотечной среды я уходить не хотела. Стала перебирать варианты. Районные библиотеки: там сейчас столько культ-массовой работы, что там скорее клоуном надо быть, а не библиотекарем. Проводить массовые мероприятия я могу, у меня образование и опыт, но я это не люблю. Школьная библиотека тоже не то, о чем я мечтала. Но надо было что-то уже искать. И вот появляется вакансия в Отдел редкой книги в библиотеке одного из ВУЗов. Незнакомый род деятельности, но почему бы не попробовать? Сходила на собеседование, мне все очень понравилось, и я понравилась там. Правда зарплата была не очень подходящей. Так что я взяла время на раздумье, это было первое собеседование, хотелось посмотреть, что предложат еще. В результате я поняла, что я могу иметь работу с окладом чуть выше, но это будет болото типа того, из которого я вышла, или у меня будет интересная работа. Я выбрала второе.
И вот тут мне пришлось учиться всему. Почти с нуля.
Для человека со стороны все библиотекари занимаются примерно одним - читают книги на работе. Увы, на чтение книг времени нет совсем. Вообще все библиотекари имеют свои специализации, причем довольно узкие. Например библиограф и каталогизатор - это две разные работы со своими тонкостями. Когда ты работаешь с современной книгой, то все немного проще. Все стандартно и по правилам: вот автор, вот редактор, это иллюстратор, а это заголовок. В книгах выпущенных примерно до 40-х годов все это не так очевидно. Стандартов не было, каждый издатель информацию о книге сообщал удобным ему способом. Учебников по работе со старыми книгами нет. И даже если ты сто лет уже занимаешься такой книгой, на 101-й год может попасться что-нибудь необычное. Пришлось в ускоренном порядке овладевать азами знаний в этой области, причем сразу на практике. И в силу нашей специфики, нам приходится сразу быть и каталогизатором, и библиографом, и работать с читателями.
Первое чему мне пришлось учиться, это искать и правильно определять данные о книгах, чтобы правильно занести их в каталог. Иногда даже точную фамилию автора сразу не определишь.
Например: часть книг автора написана под разными псевдонимами или у иностранных фамилии транслитерация у разных издателей могла отличаться. Вот сидишь и думаешь это один человек или два разных. Целая детективная история получается, пока правду узнаешь. А недавно попалась книга с утерянным титульным листом. Ничего, пара часов работы, поисков в интернете и информация у меня в кармане.
У библиотекарей, работающих с редкой книгой, есть много специфической терминологии, которую пришлось постепенно осваивать. Слово "экслибрис", я думаю многим тут знакомо. А вот что такое "суперэкслибрис" знаете? Попробуйте угадать, на каком фото в посте он есть.
Вот еще немного красивых и непонятных слов: конволют, аллигат, конгрев, фоксы, маргиналии. Это первое, что на ум пришло.
Экспонаты выставки в Музее истории религии и атеизма
Еще я занимаюсь организацией книжных выставок, обычных и виртуальных. Когда изучаю в музеях экспозицию, то смотрю уже с профессиональным интересом: как выставлены экспонаты, особенно книжные, какие бывают витрины, как устроена экспозиция. У коллег иногда подсматриваешь какие-то интересные приемы, например, как можно лучше положить книгу или акцентировать внимание в ней на какую-то информацию или иллюстрацию.
Экспонаты выставки в Эрмитаже
Старинная библиотечная мебель. (Эрмитаж)
В работу с выставками входит и проведение экскурсий. Тоже очень интересное дело. Публика у нас очень разная от студентов, до профессоров и дипломатов. И вы понимаете, что даже по одной выставке всем этим людям мы проводим отличные друг от друга экскурсии.
Иногда для важных гостей приходится готовить выставку буквально за несколько часов. Это конечно экстрим, но я уже его не боюсь, знаю, что справлюсь. Хорошо, конечно когда это что-то плановое, тогда есть время для выбора. И я даже не знаю, что сложнее, когда книг мало или когда наоборот, из множества книг надо выбрать самое интересное, а хочется и то, и другое и третье включить.
В рамках моей работы мне довелось побывать на многих интересных библиотечных конференциях. Любая конференция это тоже учеба. Кроме того, что это кладезь интереснейшей информации о книгах, издателях, библиотеках, это еще и информация для размышления: какие презентации понравились и почему, а какие нет, что слушать интересно, а что скучно, какой доклад произвел впечатление, почему. Тем, кто давно в научной среде это все уже хорошо знакомо, но я занимаюсь научной работой только 4 года. Хотя, судя по тому, какие бездарные доклады бывают у опытных специалистов, дело не в стаже. Мне уже самой довелось несколько раз выступать с докладами. Вроде были хорошие отзывы. Аудиторию я не боюсь, спасибо школьной закалке, но тут есть свои нюансы. Например четкое соблюдение хронометража. Моя заведующая научила меня четко соблюдать время, отпущенное на доклад, мне кажется, что это хороший тон уложиться в заданные рамки. Есть простой секрет: определенное количество листов текста - это определенное количество минут (примерно). Так что мы изначально стараемся текст уложить в эти размеры.
Купеческие рукописные книги на выставке в Музее Истории религии и атеизма.
Часто наши конференции проходят в разных интересных музеях и библиотеках. И после основной программы мы попадаем на экскурсию с рассказом о фонде библиотеки. Удается побывать там, куда обычного читателя не пускают. Иногда в рамках таких посещений бывают и практические занятия. Например в Российской Национальной библиотеке было занятие по европейским переплетам 16-18 веков. Когда еще в руках подержишь книгу из библиотеки Екатерины Великой? Такие занятия бесценны, потому что пособий нет, многие вещи можно вообще только долгой практикой научится делать, например отличать сафьяновый переплет от других. Но это уже высший пилотаж, у нас в библиотеке таких книг нет.
Кстати, вы задумывались о том, что в 19 веке большинство книг выходило в мягких переплетах? Издательский переплет имели только дорогие издания. Все остальные книги или так и хранились или владелец библиотеки сам заказывал переплеты по своему вкусу и финансовым возможностям. Иногда один только переплет может подсказать имя бывшего владельца книги.
История бытования книги вообще вещь интересная. Разгадать тайну какой-нибудь печати или автографа - это настоящая маленькая победа.
Или вот бумага. По ней же сразу можно определить время издания книги, хотя бы примерно. Вот тут я бы не отказалась от специальных курсов по видам бумаги, но их нет пока, увы.
Еще я повожу лекции для студентов о нашем фонде. Тут школьный опыт очень пригодился, хотя первоклассник и первокурсник немного отличаются. Так что приходится придумывать что-то, что интересно современным молодым людям, чтобы убедить зачем им нужны наши древности, если у них есть Гугл и святая уверенность, что все есть в Интернете.
Библиотека Российского Географического Общества
Работа очень интересная и разнообразная, это я только кратко описала отдельные моменты, того, чем приходится заниматься. Разных задач приходится решать гораздо больше. Но я действительно люблю книги. Меня часто спрашивают, почему я не читаю электронные книги. А все просто. Они для меня мертвые. Книга это не только текст, но и то, как она издана, а иногда и ее история. Я, кстати люблю книги из букиниста. Не знаю почему. Может быть по тому что они имеют прошлое, хотя его обычно узнать, увы невозможно. Такая вот профдеформация.
|
</> |