чемпионат мира
mi3ch — 22.09.2011Ездил с компанией Mazda на Чемпионат Мира по высшему пилотажу (Фолиньо, Италия). На чемпионат приехали 57 лучших летчиков из 17 стран. Летали на поршневых самолетах, в конструкцию которых разрешалось вносить любые изменения. Класс unlimited (беспредельщики). На чемпионате крайне благожелательная атмосфера. Только фотографов просят не лезть под винт (это не вентилятор, это циркулярная пила).
Чемпионат проходил в три этапа: квалификация (фигуры высшего пилотажа выполняются в строгой последовательности), фристайл (пилот показывает свою отработанную программу) и самое интересное - "темная" (каждая команда предлагает по одной фигуре - из них и составляется программа). Никто не знает, что предложат соперники. Фигур высшего пилотажа в различных вариантах более 2000. Эта программа выполняется без тренировки.
Пилотам выдается задание и летать им приходится "с листа". Весь пилотаж выполняется в ограниченном пространстве - это почти куб километр на километр на километр (минус сто метров от земли). Это довольно тесное пространство - самолет пролетает его секунд за десять. За нарушение границ пилотажа начисляются штрафные очки. Некоторые пилоты показывают свою программу под музыку. На земле для зрителей стоят мощные колонки.
Система судейства немного похожа на судейство в фигурном катании. Десятибальная система. У каждой фигуры свой коэффициент сложности. Например за незначительное отклонение всего на 5 градусов вычитается один балл.
Почти все пилоты летают с красными нитками на крыльях. По ним ориентируются в фигуре "колокол". Самолет находится носом вверх на нулевой скорости, а потом опрокидывается носом вниз, имитируя раскачку языка колокола.
Летчики выдерживают очень серьезные нагрузки. Прегрузка многогратно достигает 10 g и быстро меняет направление с плюса (пилота вжимает в кресло) на минус (пилота удерживают ремни). Для сравнения: гонщики Формулы-1 испытывают на виражах боковые перегрузки в 4 g и около 5 g - при резком торможении. Такие перегрузки редко бывают даже у летчиков реактивной авиации. Они, кстати, летают в специальных противоперегрузочных костюмах. А здесь летают в обычных комбинезонах.
Спорт для увлеченных. Вот, например, немец Штейнбах. Начал делать свои самолеты - монокок, 380 лошадей, 300 000 евро. Он конструктор, он же испытатель, он же летчик, он же продавец.
Наши летают на Су-26 М3. С виду он совсем неказистый. Такие самолеты давно уже не выпускают. В России их осталось штук тридцать. Но "сушка" до сих пор один из лучших самолетов в мире. Это один из немногих самолетов, на котором установлена катапульта. Это первый самолет, наполовину сделанный из композиционных материалов, это первый самолет, построенный по принципу "неразрушаемого в воздухе" - на испытаниях он выдерживал перегрузки в 23g (перегрузка в 12 g считается для человека критической), это первый самолет, который мы начали серийно поставлять в Америку.
- Скажите, на чем вы будете летать, когда у него закончится рессурс?
- Подлатаем и продлим ресурс еще.
Говорят, что Украина собирается сделать свой самолет.
Наша команда на Чемпионате Мира взяла золото в командном зачете. Французы вторые, американцы - третьи. Наши взяли золото и бронзу в мужском зачете (Михаил Мамистов и Олег Шполянский), золото и бронзу в женском зачете (Светлана Капанина и Елена Климович).
В динамике это происходило примерно так.
Отдельное спасибо компании Mazda Motor RUS, которая уже третий год поддерживает российскую сборную по самолетному спорту на мировых и европейских чемпионатах. A Mazda CX-7 с дизельным двигателем это вещь.
______
p.s.
И еще немного Италии (стены и окна)