рейтинг блогов

Чем своя машина хуже её отсутствия

топ 100 блогов dolboeb05.05.2017 Варламов опубликовал очень подробный стоимостный разбор, из которого следует, что владение собственным автомобилем в городских условиях обходится в России сильно дороже, чем и каршеринг, и езда на такси, и общественный транспорт. Причём разбирал он это всё на примерах, где человек живёт в ебенях, при этом каждый будний день таскается куда-то в район Садового кольца на работу. А есть же и такие люди, которые работают на дому, и те, кто живут в центре, в шаговой доступности от всех часто посещаемых мест. Для таких случаев разрыв в транспортных расходах между своей машиной и наёмной выходит ещё ощутимей.
Чем своя машина хуже её отсутствия
Думаю, новостью эта арифметика может стать только для очень редкого или неопытного автомобилиста. Вопрос «Во сколько мне обходится машина?» рано или поздно любому должен в голову приходить — если не из экономических соображений, то чисто из любопытства. А ответ один: не просто дорого, но и чем дальше, тем дороже. Потому что, помимо плановых расходов, есть экстренные, внеплановые, непрогнозируемые. И вероятность любого из таких дополнительных расходов (поломка, ДТП, ущерб/кража, рост налогов, удорожание топлива и запчастей) растёт как функция от стажа автовладения.

А существуют такие системы отсчёта, относительно которых все эти учтённые и не учтённые Варламовым траты суть хуйня. Например, opportunity cost, цена времени единственной жизни. Потому что если, скажем, я живу в 45 минутах езды от работы, то на своей машине я полтора часа в день рулю. Вождение в мегаполисе — это не расслабуха ни разу, и не оздоровляющая спортивная процедура, а трудозатрата, от которой тупо устаёшь (в отличие от езды на такси, метро или электричке). При этом любая из перечисленных альтернатив тебе высвобождает те же самые полтора часа в день (7,5 часов в неделю, 360 часов в год) на самую разную осмысленную умственную деятельность: чтение, творчество, самообразование, общение. То есть конкретно те часы жизни, которые ты проводишь за баранкой, возможно, являются самой дорогой ценой, уплаченной за автовладение.

Могу совершенно точно назвать одно условие, при котором вся эта математика становится строго неактуальной. Случается, что человеку езда за рулём доставляет полноценное человеческое удовольствие. По крайней мере, у меня есть не меньше дюжины знакомых (в основном, девушек), которые совершенно чётко это про себя знают и говорят: я люблю ездить за рулём по городу. Мне это нравится. Меня это заряжает энергией перед рабочим днём и расслабляет после. В таком случае сводить вопрос к деньгам, конечно же, неправильно, потому что машина тут — часть комфортного для человека образа жизни, а за комфорт не жалко и заплатить. Но это не общий и совершенно не универсальный случай. К тому же, это обычно проходит с возрастом. К 35 годам — у многих, к 50 — у всех. Как молодость практически.


Из личного опыта могу сказать, какое решение транспортной проблемы в мегаполисе под названием Москва представляется мне совершенно идеальным. Это персональный водитель, с машиной в его собственности. Который получает фиксированную сумму жалования при нефиксированном рабочем графике. Понятно, что в развитых странах такое удовольствие — удел только очень богатых людей, потому что зарплаты высоки, а отношения найма регулируются трудовым правом, со всеми вытекающими отсюда выплатами, налогами и соцобязательствами. Но в таких странах, как Россия, Украина или Индия, где до трудового законодательства ещё не додумались, а неквалифицированная рабсила стоит копейки, это очень удобное решение, причём отнюдь не только транспортных вопросов. Я уже три года живу и работаю в одном и том же здании, сэкономил на этом те самые 360 часов в год разъездов между домом и офисом, но у водителя моего (который, на самом деле, персональный помощник), работы от этого не то чтобы убавилось. Страшно подумать, сколько времени я угробил бы за эти годы на разъезды по разным хозяйственным делам и на развоз родственников по городу, если бы мне все такие заботы было некому поручить. А в моём представлении время единственной жизни — самый ценный, дорогой, абсолютно невосполнимый ресурс.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Этот неловкий момент, когда производная ~ 10^-8, а шаг ~ 10^-6 и их произведение улетает в машинное эпсилон. Понимаю проблемы Kerbal Space и целочисленную модель Space Engine , да. Пока не знаю, как лучше выкрутиться. То ли Кэхэна с Рунге-Куттом-Фельбергом объединить, то ли ...
— Ну как там Америка? — Сошла с ума. Люди, которые никогда не были рабами, требуют извинения у людей, которые никогда не были рабовладельцами. Он был таким скромным, что девушки узнавали, что он кончил, только когда пропадали месячные… Престарелый дед приходит к доктору. — Доктор, ...
Сразу оговорюсь: это не хайп и не утверждение — так звучат заголовки в некоторых европейских СМИ. «В самой бедной стране Европы, Молдове, средняя зарплата стала выше, чем в России. Чем дольше будет продолжаться трехдневная спецоперация, тем для российской экономики будет хуже.» ...
Решение двух главных конкурентов на рынке такси об объединении, о котором было заявлено в июле, удивило всех и истинные причины этого объединения до сих пор для многих остаются загадкой. Вполне возможно, что решающим фактором для сделки Uber с Яндекс.Такси стали навигационные ...
Последним пунктом дел зимнего сезона было освещение в шкафу в прихожей, в который мы вешаем деревенские куртки, ставим городскую обувь, уличную обувь в морозы (на веранде она замерзает и ходить в ней некомфортно) и держим домашние тапки. Шкаф большой и в нем темно. Было дело вешали туда ...