Чем дело кончилось с пощёчиной в 1909 году...
uctopuockon_pyc — 11.03.2024 Чем кончались литературные пощёчины было в посте Пощёчина как поводА чем кончилось дело, когда в Петербурге в ноябре 1909 года поэт Волошин дал пощёчину поэту Гумилёву?
Для непосвящённых в этой истории было много непонятного.
А непосвящёнными были все, кроме треугольника: Николай Гумилёв - Елизавета Дмитриева - Максимиллиан Волошин.
Николая Гумилёва с Елизаветой Дмитриевой некогда связывали романтические отношения,
а теперь (с лета 1909 года) такие же отношения - только не афишируемые - связывали Дмитриеву с Волошиным.
Елизавета Ивановна Дмитриева (в замужестве Васильева;1887-1928) -
знаменитая "Черубина де Габриак" - шумная литературная мистификация Серебряного века.
"Красавица-католичка" (так её все себе представляли) писала стихи и посылала их в журнал "Аполлон".
Придумал мистификацию Волошин. Злые языки говорили, что и стихи за Дмитриеву он писал,
но сам Волошин всегда и везде повторял, мол, автор идеи, да, он, но стихи - Лилины (Елизаветы Дмитриевой)
Вот Гумилёв в Париже, 1906 год, фото М. Волошина, два поэта тогда познакомились:
Тогда же в Париже Гумилёв познакомился с Дмитриевой.
Вот Волошин в Париже:
Гумилёв в 1909 году, его портрет от Ольги Кудасовой:
Большинство литераторов, входивших в редакцию журнала "Аполлон" были, кстати сказать, на стороне Гумилёва.
Поступок Волошина им представлялся странным: - тебе передали, что Гумилёв "плохо говорил" о Елизавете Ивановне Дмитриевой?
Ну вызови его! Зачем нужна была эта крайность с пощёчиной?
Гумилёв и так бы вызов принял...
По всем правилам, за честь дамы может вступиться её близкий родственник-мужчина.
Брат Елизаветы Дмитриевой с детства страдал падучей, так что он не в счёт.
Оказалось, что у Дмитриевой аж с 1906(!) года есть жених — Воля (Всеволод) Васильев, инженер-мелиоратор, сын профессора медицины, в 1909-м — студент института путей сообщения, отбывающий в это время воинскую повинность.
Этот невидимый миру жених (в чьих-то воспоминаниях была его характеристика, что Васильев был "без лица и ума")
дал разрешение (!) Волошину стреляться за честь Елизаветы Дмитриевой.
Для этого, получается, и нужна была пощёчина Волошина - Гумилёву, чтобы не раскрывать отношения с чужой невестой.
Дмитриева запишет в дневнике "Макс был великолепен".
Остальные про жениха не знали.
Да и сам Волошин, похоже, узнал накануне дуэли, потому что напишет своей приятельнице-художнице в Коктебель 26 ноября — "У Лили есть жених".
(Дуэль Гумилёва с Волошиным была 22 ноября).
Портрет Гумилёва 1908 года, М. Фармаковский:
Волошин кисти Б. Кустодиева:
Разумеется, ни о каком примирении не могло быть и речи.
Стреляться и только стреляться!
Стреляться было решено (угадываем с одного раза) на Чёрной речке.
Ну, а где же ещё-то? как-никак два поэта...
Дуэль в конце января 1837 года между Пушкиным и Дантесом обернулась трагедией.
Дуэль двух поэтов через 72 года – на том же месте в тот же час – кончилась фарсом.
Секундантами Волошина были литератор граф А. Н. Толстой и князь А. К. Шервашидзе
Князь А. К. Шервашидзе (из древнейшего княжеского абхазского рода Чачба) - художник, оформитель, декоратор,
был хорошо знаком с сотрудниками журнала "Аполлон".
Самой пощёчины он не видел: поднялся в мастерскую, когда "уже всё случилось".
И возбуждённый Гумилёв рванулся к нему: - Будешь моим секундантом?!
Вот портрет А.К. Шервашидзе 1913 года кисти художника В.И. Россинского (1874-1919):
В результате у Гумилёва секуундантами были Е. А. Зноско-Боровский (шахматист, театровед, драматург) и поэт Михаил Кузмин.
Кузмин в журнал "Аполлон" он пришёл из "Мира искусства", где выступал как композитор.
Он закончил консерваторию, учился у Римского- Корсакова, писал музыку, например, к "Балаганчику" Блока.
Правда, рекомендовался при этом — "у меня не музыка, а музычка, но в ней есть яд".
Стихи Кузмин стал писать поздно, в 32 года.
Однако быстро стал признанным поэтом и одиозной личностью: Кузмин вызывающе не скрывал своего гейства...
Поэзия Кузмина вернулась в бытие с перестройкой, ну вот, чтоб освежить в памяти:
----
"Вы так близки мне, так родны
Что кажетесь уж нелюбимы.
Наверно, так же холодны
В раю друг к другу серафимы..."
-----
А это портрет Михаила Кузмина 1909 года от Головина,
заготовка для общего портрета сотрудников (который так и не состоялся):
Итак, дуэль!
При этом дуэльного опыта не было ни у кого. Пистолетов долго не могли найти.
Наконец, князь Шервашидзе привёз пистолеты (пистолеты были пушкинских времён, середина 19 века).
Одолжил он их у своего приятеля барона Майендорфа.
После чего, князь Шервашидзе уединившись с секундантами Гумилёва, предложил заменить пули бутафорскими.
Он был самым взрослым (42 года) из всех участников и понимал ситуацию и возможные последствия.
Остальные секунданты - с негодованием! - отвергли это предложение.
По счастью, эта дуэль кончилась благополучно. Стрелялись на 25 шагах.
Пистолеты пушкинских времён не были приспособлены к стрельбе при такой влажности.
Да и дуэлянты не умели обращаться с оружием.
Гумилёв промахнулся.
После чего (перед выстрелом Волошина) секундант Гумилёва поэт Кузмин сел на сырую землю,
прислонившись к дереву, и заслонился хирургическим ящичком для инструментов -
чтобы не видеть этого ужаса...
Пистолет Волошина дал осечку...
После дуэли князя Шервашидзе пригласили в участок - писать объяснение.
Все участники дуэли заплатили по 10 рублей штрафа.
На месте дуэли была обнаружена калоша (её потерял секундант Зноско-Боровский).
Обнаруженная калоша немедленно попала в прессу (вот у кого был праздник, так это у тогдашних газетчиков).
Публиковались фельетоны за фельетоном.
В том числе в ходу была сатира Саши Чёрного:
-----
"Боже, что будет с моей популярностью?
Боже, что будет с моим кошельком?
Назовет меня Пильский дикой бездарностью,
А Вакс Калошин - разбитым горшком..."
-----
И неважно, что эта сатира была прошлогодней, потому что быа напечатана в "Сатириконе" ещё в 1908 году.
Важно, что если год назад это прошло мимо, то уж сейчас "Вакс Калошин" к Максу Волошину приросло надолго...
Это была последняя дуэль двух поэтов 20 века.