
Челябинск

Специалисты еще спорят, но на любого посетителя паркетные полы и ИТР в белых халатах в трубопрокатном цехе производят неизгладимое впечатление. Это всё не в воздухе, а в наших реалиях - ежедневные алко- и нарко-тесты полностью исключили пьянство и наркоманию, а конкурс - да, да, именно конкурс на рабочее место - 30 человек! Здесь нет вопроса о зарплате, есть вопросы о стадионе, театре, культурном центре. Это не просто новая концепция отрасли, по сути - новая концепция жизни! Пожалуй, стоит об этом рассказать подробнее - в конце поста. А пока - надеюсь, что именно здесь получится наш общий проект по изготовлению высокопрочных наноструктурированных труб для сверхкритических параметров в энергетике.
В Челябинской области находится производственная площадка нашей проектной компании «Русский кварц», выпускающая кварцевые концентраты, нанопорошки и изделия из кварцевого стекла, которые используются, например, в процессе выращивания поликристаллического кремния в производственном процессе другой нашей проектной компании – «НИТОЛ» в Усолье-Сибирском Иркутской области. Кстати, очень правильно, что «Русский кварц» обдумывает размещение своего производства в Усолье-Сибирском – рядом с главным потребителем тиглей из кварцевого стекла.
На фото я держу в руках фольгированную ламинатную подложку для печатных плат ЗАО «Торговый дом металлов» - потенциального поставщика электролитической фольги для еще одной нашей проектной компании – «ЛИОТЕХ», а именно сейчас «ЛИОТЕХ» разворачивает производство литий-ионных аккумуляторов в Новосибирске (кстати, я планирую в декабре приехать на открытие завода) и пока вынужден импортировать фольгу.
Для решения задачи под названием «импортозамещение» челябинский производитель электролитической фольги и фольгированных ламинатов «Торговый дом металлов» уже подал заявку в Роснано, и она сейчас проходит экспертизу. Кстати, печатные платы на основе этих ламинатов могут поставляться на «Оптоган».
Критики снова скажут мне, что ничего инновационного в электролитической фольге нет, и нечего Роснано за государственные деньги делать то, что и без нас неплохо делают в мире. Но я возражу: лучше налаживать собственное высокотехнологическое производство, в том числе производство базовых материалов, чем бесконечно их импортировать. Понимаю, что многие ждут от Роснано только самых передовых технологий ХХI века, не имеющих аналогов на планете Земля. И у нас есть ряд проектов именно такого уровня. Надо стремиться создавать самый лучший продукт. Но только в уникальных случаях возможно запустить лучшее в мире производство, не освоив сначала аналогичное. Поэтому я не считаю, что мы должны заниматься только проектами под грифом «впереди планеты всей». Надо заниматься и импортозамещением, потому что это – всегда создание новых, высокотехнологичных производств, это важная составная часть нашей, российской инновационной экономики.
В университете нам показали лабораторию по разработке композиционных материалов на основе углеродных волокон. В Челябинске сохранилась и своя научная школа в этой области науки о материалах, и производственный потенциал. Но знаете, что меня поразило?
Задаю коллегам вопрос: с ХК «Композит» знакомы? Взаимодействуете? О наноцентре по композитам в Москве слышали? В контакте?
Ответ: «Да, что-то слышали. Они сами работают. Мы сами работаем».
Это – не про инновационную экономику. Не получится создать лучший продукт, варясь в собственном соку. Собственный сок быстро закончится.
Очень хорошее впечатление произвело производство деталей и узлов для трубопроводов на ЗАО «Конар». Здесь производят фланцы, заглушки, шиберные задвижки, вантузы и колодцы для магистральных нефтепроводов – сложные узлы, к которым предъявляются жесткие требования по износостойкости, устойчивости к низким температурам и надежности.
Размерность, конечно, слегка не нано.
Шиберные задвижки предназначены для перекрытия подачи нефти, например, в случае аварии. Вот так они выглядят в собранном виде.
Для механической обработки крупногабаритных деталей здесь используется станок TREVIZAN DS1500 размером с двухэтажный дом
На фото видно, как обрабатывается фланец крышки конструкции. Режущий инструмент вращается в диаметре более метра. Совсем не нано.
Спрашивается, что мы здесь делали? Сейчас объясню.
Это, собственно, затвор – главный узел шиберной задвижки.
Для увеличения прочности и устойчивости к циклическим механическим нагрузкам и низким температурам в условиях контакта с химически агрессивными средами на поверхность затвора наносится покрытие методом химического никелирования с карбидом кремния, что позволяет достичь поверхностной твердости 1220 HV. И это уже – нанотехнологии. Сейчас это делается не в России. А мы хотим – в России. Попробуем сделать совместный проект.
И, наконец, не могу не рассказать чуть подробнее, а главное – не могу не показать вам знаменитый цех «Высота 239» знаменитого Челябинского трубопрокатного завода.
Впечатление, которое производит этот цех, трудно передать словами. Это надо видеть.
Вход в цех – это стеклянная труба и лифт, который поднимает вас на высоту 239 метров над уровнем мирового океана. Отсюда и название.
Выходишь из лифта и попадаешь… на завод будущего.
Через весь почти километровый цех проходит прямая галерея, покрытая натуральным паркетом.
Все производство автоматизировано, им управляют компьютеры. Люди – контролируют из аппаратных
Стальные листы поступают по конвейеру к прессу
Справа – пресс, придающий листу цилиндрическую форму. Слева на галерее – изумленная делегация Роснано в сопровождении хозяев
Две красных поперечных линии на поверхности трубы формируются лазерной системой контроля геометрии трубы. Отклонения более 3 мм не бывает.
Центральная аппаратная цеха. Здесь на большом экране виден весь производственный процесс.
На крыше сушильной камеры разбит японский сад
Как же нанести сюда нанопокрытие?
Я был на ЧТПЗ несколько лет назад. Это была типичная черная во всех смыслах металлургия. И вот буквально за несколько лет из черной металлургии здесь создали белую – случилось настоящее производственное чудо.
И дело не только в современном дизайне. Здесь сформировалась совершенно новая производственная культура. Как я уже говорил, здесь не пьют. Персонал работает в чистой белой спецодежде, которую после смены каждый сотрудник сдает в стирку, получая к следующей смене два чистых комплекта. Второй – на случай, если во время работы он испачкается. В этот цех набирали только молодежь – после техникумов и даже после школ – еще не успевших окунуться в мир славных рабочих традиций, унаследованных со времен диктатуры пролетариата. Их обучили с нуля. И создали новую трудовую этику. Здесь от всех требуется делать свое дело хорошо. Каждый день. Не каждый выдержит. Тяжелый труд для суровых челябинских мужиков.
Средний возраст персонала – 28 лет. Конкурс на все специальности – 30 человек на место. Думаете, заоблачные зарплаты? Нет. Сверх-премии? 10% оклада один раз в квартал. Тогда что привлекает молодых парней и девушек именно сюда? А здесь просто сделано и организовано все по-человечески – чтобы не только суровые челябинские мужики, но и милые челябинские женщины могли с удовольствием делать лучшие в мире трубы. И они их делают.
Считаю, что в основе этого чуда лежит два ключевых фактора. Первый – это частная собственность. Ведь именно здесь в 1993 году я организовал митинг в защиту приватизации в драке с облсоветом, который пытался её остановить. Мы заставили их отменить своё решение. Второй фактор – инновационные технологии. Это, если хотите, - два ключа к успеху. Один без другого не работает.
Фото -
![Челябинск [info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif?v=87.2)