Человеку много ль надо?
Валентин Данилов — 24.03.2011В юности на экологию я не обращал никакого внимания. Как и большинство сверстников. Снег в городе был чёрным от выбросов металлургического комбината. Окна вечно грязные, каким-то образом и между рамами тоже накапливался толстый слой копоти. Понятия «градообразующий» тогда ещё не было, но, практически, в каждой семье был работник этого громадного комбината. Столбами чёрного дыма мы даже гордились. Дымит – значит работает. А завод-то наш, народный. Тогда ведь всё наше было: ресурсы земные и водные, леса и так далее… Все государства завидовали стране, «где так вольно дышит человек»…
Пройдут годы, прежде чем выйдет в СМИ моя новость: «Глава Череповецкой метеостанции госпожа Малкова с восторгом рассказывала горожанам о том, что такого красивого снега, падающего громадными хлопьями, больше нигде в мире нет. Объяснила это великолепие она участием СеверСтали в снегообразующем процессе… «В каждой снежинке, - радовалась женщина, - есть металл комбината, вырабатываемый трубами»… Оказалось, что металл есть в урожаях дач, расположенных в пределах города. Есть он и в людях. Когда я лежал в больнице, рядышком со мною несколько дней находился прооперированный мужчина моего возраста. Его разрезали, зашили и на носилках отправили домой умирать. Цирроз. И как сказал заведующий хирургическим отделением Смолин, работники комбината нередко поступают с этим заболеванием…
И в последние годы, когда завод стал уже чужим для людей, снег тоже не отличается белизной, но уже не чёрный. То ли какие-то очистные сооружения установлены, то ли уровень производства опустил голову. Мне это почему-то не интересно. Интересней воспоминания. Ещё при Советской власти приехал я в гости в село Борисово-Судское, где теперь живу в летний период, и встретился с борцом за экологию Колей Васильковым. Он высоченный, на несколько лет старше меня. Помню, в далёком детстве он меня здорово поколотил. Сейчас уже затрудняюсь сказать, взял я у него тогда лодку, чтобы покататься, или она сама отвязалась и приплыла ко мне. Не так и важно, урок оказался полезным, он, можно сказать, дал мне пинок в хорошую жизнь, ни разу не пересекавшуюся с воровством. Жаль, что представители наших властей в своё время не получили подобного пинка. Вот и результат налицо!... Так вот Николай затеял бузу по той причине, что маслозавод загрязняет реку Суду. Он несколько раз видел маслянистые пятна на поверхности воды. Нынешняя власть маслозавод давно закрыла. Но если раньше, когда Коля увидел несколько пятен на воде, рыба в реке была, то теперь её стало меньше. И сын меня кормит, в основном, ершами. Все руки исколол иголками. Друг сына, Виталик, сказал мне, что я отстал от жизни. Мол, давно уже ершей не чистят, а при варке ухи кладут их в марлю. Но я к таким новшествам, как и к этой новой жизни, ещё не привык… Да, ладно, с этими ершами. Я задумался, а почему теперь-то рыбы нет? Ведь не из-за того же, что масляные пятна пропали! А тут пришёл сосед Валера, живущий во второй половине дома. Он часто подрабатывает у цыганского барона Николая, одного из крупных сельских предпринимателей. Его дома и постройки отстоят от моего дома метров за сто вверх по течению. Так вот Валера рассказал, что у барона несколько коров и много свиней, мясом которых он заработал состояние, купив несколько машин и жеребцов-тяжеловесов. Я заинтересовался не столько тем, куда поступают стоки от животных, сколько другой ситуацией. Туалет барон построил на ручье, все испражнения в весело журчащем потоке убегают в реку. Валера рассказал о том, что на его глазах молодая цыганка зашла в это интересное заведение и вышла обратно, отжимая выстиранные трусы. Мол, её барон предлагал ему в жёны, но, увидев эту картинку, не захотел жениться. Я стал разубеждать соседа, мол, радоваться надо, что чистюля такая, и нужду справила, и помылась, и трусы постирала. Как говорят, всё в одном флаконе. Но не убедил! А почему? И тут я вспомнил анекдот друга по Гайдпарку Георгия Сауриди про чукчей. Один спрашивает другого: «Как молодая жена?» - «Плохо!» - «А чего?» - «Грязная она, каждый день моется, однако!»…
Когда мы с псом Бишей приезжаем на летнее житьё в село, оба надышаться не можем. Интересней всего наблюдать за Бишкой, он поднимает морду вверх и с силой втягивает воздух. Не так много и нужно людям и животным: чистый воздух, чистая вода и немного натуральной еды. Скоро, дай Бог, дождёмся, я снова окажусь в своём родном благодатном уголке вологодской земли…