Человекот и выражение лица

Это ирбис. И его выражение лица.

Сначала лицо появилось у древних кошачьих. Им было, что сообщить: своим жертвам, своим конкурентам, своим детёнышам. Потом лицо появилось у людей. У обезьян лица нет, а есть выразительная морда.
У высших антропоидов появляется подобие лица, но не столь выразительное. По-настоящему выразительное лицо, есть только у сапиенса, причём далеко не у всех рас. У одних рас лицо непроницаемо, у других — очень подвижное. У поздних людей смещение уголка рта в пределах миллиметра может выразить диаметральные месседжи: глубокое презрение — одобрение, любовь — ненависть, удушающий смех — рыдание. Розовое пятно на щеке может выразить влюблённость, ярость, смущение, смятение, удовольствие или нейтральное состояние: просто набегался. Лицо человека — экстремум выразительности. Никакие обезьяны и никакие звери таким не обладают. Только люди. И некоторые кошки. Кошки выразительны не столько мимикой, сколько всем телом, всей шерстью, всеми конечностями.
Выразительность у человека должна и эволюционировать, и воспитываться. Здесь нужна экстрагенетическая преемственность, подражание, фамильная тренировка.
Большую роль в этом воспитании сыграли кошки. И собаки. Здесь шла коэволюция разного типа. Люди и собаки воспитывали друг друга взаимно. А кошки воспитывали людей — без взаимности. Кошки не очень подражали людям. Но всё-таки подражали. Пришлось! Чтобы понять это, достаточно оказаться в одной комнате с незнакомой домашней кошкой. Или — с диким камышовым котом. Сразу станет ясно, чем домашние кошки отличаются от диких, и что они позаимствовали у людей.
Эти глуповатые рассуждения очень важны. «Человекот» или «Люди-кошки» — формула, которая позволяет раскрыть целый ряд секретов феномена человека.