рейтинг блогов

Человеческий фактор

топ 100 блогов fritzmorgen20.07.2010 Человеческий фактор

Вышла моя новая передача на PodFM.ru, где я рассказываю, как можно использовать «человеческий фактор» в своих гнусных целях.



Когда по ящику рассказывают про какое-нибудь чрезвычайное проишествие, в четырёх случаях из пяти добавляют: «во всём виноват человеческий фактор». Дескать, с техникой был полный порядок, а вот люди накосячили: нарушили какую-нибудь важную инструкцию…

Спрашивается — почему человеческий фактор настолько распространён? Почему люди столь мало ценят свою жизнь, что не предпринимают достаточно усилий для обеспечения безопасности? Неужели так сложно проявить немного ответственности и выполнить то, что требует от тебя техника безопасности?

Отвечу. Если какой-нибудь бедолага нарушает инструкцию, то далеко не всегда он в этом виноват. Вполне вероятно, что виноват не он, а чересчур жёсткая инструкция, написанная хитрозадым бюрократом.

Поясню на примере. Допустим, в самом разгаре зима. И в нашем институте есть скользкое крыльцо, с которого нам лень сбивать лёд. Как спихнуть с себя ответственность за сломанные руки и ноги студентов? Очень просто. Пишем инструкцию: подниматься на крыльцо разрешается только в шипованных ботинках.

Ясен перец, большая часть студентов забьёт на инструкцию болт и будет скакать по льду в обычной обуви. А когда они будут падать, мы будем с важным видом цокать языком: «что же это за недисциплинированные студенты, не соблюдают инструкций».

Ещё пример. Допустим, в нашем городе молодёжь попадает в аварии на скутерах. Как защитить их жизни? Понастроить хороших дорог и настропалить гаишников на чёткую работу?

Совсем необязательно. Вполне достаточно издать распоряжение: скутерам запрещается ездить быстрее 20 километров в час. После этого 95% попавших в аварию подростков автоматически будут уже не жертвами, а нарушителями.

Более того: через какое-то время мы получим возможность начать требовать ужесточения правил. Дескать, аварии, трупы, надо снизить разрешённую скорость с 20 до 10 километров в час…

Обратите внимание: ужесточая правила мы убиваем сразу двух зайцев. Во-первых, чем сложнее правила выполнить, тем больше вероятность, что несчастные случаи можно будет свалить на «человеческий фактор». Во-вторых, людям очень близка идея ужесточать инструкции. Это простой и понятный рецепт борьбы с любыми проишествиями.

Много пьяных за рулём? Запретить любой алкоголь за рулём, включая кефир и квас. Пьяная драка со смертельным исходом? Запретить травматическое оружие. Много наркоманов? Запретить продажу бензина и ацетона…

Ну, вы поняли идею. На всякий случай, если вдруг вы окажетесь в шкуре бюрократа, даю подробный рецепт: как прикрыть свою задницу на случай какого-нибудь ЧП.

Разберём на примере начальника IT-отдела, который не хочет отвечать, за возможную кражу или потерю информации.

1. Пишем инструкцию, которую живые люди заведомо не будут выполнять. А именно: требуем делать резервные копии раз в неделю и не реже раза в месяц менять пароль на новый, из восьми случайных буквоцифр.

2. Дальше раздаём всем инструкцию на подпись и — важно — даже не пытаемся следить за её выполнением. Помните — нам нужно, чтобы люди инструкцию нарушали.

3. В случае ЧП поднимаем логи и указываем на виновного, который не менял пароль и не делал резервных копий.

4. Финальный штрих. Требуем по горячим следам усилить меры безопасности. Делать резервные копии не один, а два раза в неделю. И увеличить длину пароля с 8 до 12 цифр.

Подведу итог. Когда я слышу словосочетание «человеческий фактор», я, как правило, морщусь. Так как слишком часто в реальной жизни человеческий фактор при ближайшем рассмотрении оказывается не человеческим фактором, а чиновничьим фактором.

PS: Читайте мою новую статью в Русском Пионере: http://ruspioner.ru/ru.php?id_art=1781.

PPS: Кое-что любопытное по поводу вчерашних поправок в Семейный Кодекс относительно запрета разводиться при наличии несовершеннолетних детей (ссылка). Оказывается, их автор Игорь Серебряный (Человеческий фактор [info]solaris65) — бывший депутат московской областной думы. С любопытными эпизодами из его биографии можно ознакомиться вот здесь и вот здесь.

Update 1: Мне интересно — посадят ли прокурора, который пытался отмазать своего помощника (ссылка)?

Update 2: Мой старый пост про то, почему русские рабочие не могут соблюдать японских правил: http://fritzmorgen.livejournal.com/76357.html

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Я не могу точно сказать, когда в этом жж появилась настоящая Живая Жизнь, но сам он появился почти ровно 10 лет назад! Сначала я думала написать "юбилейный пост" 1 января, потом меня скосила посленовогодняя усталость. потом я решила, что хорошо ...
Принцип "бритвы Хэнлона" гласит: «Никогда не следует приписывать злому умыслу то, что можно объяснить глупостью». Есть инженерная интерпретация этого принципа: «Никогда не недооценивайте изобретательность идиотов». Это предостережение для инженеров: никогда не следует недооценивать ...
Начали тут смотреть новый сериал с Элайджей Вудом (далее для краткости "Фродо"), посмотрел почти три серии и сижу в раздумьях. Смотреть через силу или забить? Жил-был Фродо, работал в отеле на посылках. Внезапно в отеле покрошили кучу народа не пойми каким способом. Поскольку сам Фродо ...
В тему практически обнуленного последышами дела Гайдара-Чубайса гражданского авиапрома РФ, ложится новость из разряда "северный пушной зверек подкрался незаметно". Впрочем, почему незаметно? Всё было предсказуемо с самого начала, так как наверху не оказалось людей с государственным ...
Новосибирский авиационный завод им. Чкалова — одно из крупнейших самолётостроительных предприятий России, входящее в состав компании «Сухой». В начале 90-х годов завод начал разрабатывать истребитель-бомбардировщик Су-34 поколения 4+. С 2006 года началось серийное производство этих машин. ...