Чехов против Чехова
foto_history — 07.12.2021У Дм. Мережковского есть воспоминание, как однажды Чехов в один из своих приездов в Петербург в 1890 году,
отвёл в сторону юного поэта, ухаживающего за молоденькой декаденткой и сказал ему,
что жениться следует на нормальной женщине.
(Декадентки тогда были явлением новым и необычным)
Ну а если по сути, то просто влез довольно бесцеремонно к чужому человеку со своим оценочным мнением и своим советом...
Вряд ли самому Чехову понравилось бы, если бы ему стали давать советы насчёт его женитьбы на... актрисе.
Мол, женился бы ты, Антон Павлович, на нормальной женщине,
а то ведь для актрисы - главное в жизни театр, игра, успех...
Наверное, поэтому Чехов и держал до последнего в тайне свою женитьбу на артистке Ольге Книппер.
Вот молодожёны в 1901 году в Ялте.
Обратите внимание, как у обоих одинаково сжаты кулаки.
Что ж, если они не сговорились и так получилось – в едином порыве - то это может говорить об их сплочении и единстве:
Любопытно, что в "Трёх сестрах" сестрицы тоже довольно бесцеремонно лезут к чужому человеку со своим мнением.
Сначала средняя сестра Маша обсуждает (в присутствии мужчин-офицеров!) как по'шло и жалко одевается местная барышня Наташа,
в которую, между прочим, влюблён её родной брат!
Вот сестра Маша (Ольга Книппер) в пьесе "Три сестры":
Вскоре приходит Наташа в розовом платье с зелёным поясом; май на дворе, весна как никак.
И вот уже старшая сестра Ольга этим поясом ужасается (фу-фу-фу, не идёт...)
Наташа. - У вас такое большое общество, я смущена ужасно...
Ольга. - Полно, у нас все свои. (Вполголоса испуганно.) На вас зелёный пояс! Милая, это нехорошо!
Наташа. - Разве есть примета?
Ольга. - Нет, просто не идёт... и как-то странно...
Наташа (плачущим голосом). - Да? Но ведь это не зелёный, а скорее, матовый. (Идёт за Ольгой в залу)
Понятно, что "зелёный пояс" на Наташе, за который её до слёз довели – это то самое чеховское "ружьё в первом акте" на стене,
которое, если оно есть, к концу пьесы должно обязательно выстрелить.
"Пояс" и выстреливает.
Наташа, всё в доме (в том числе и деньги за заложенный дом) прибравшая к рукам и всех из дома выжившая,
в конце пьесы снисходительно заметит самой молодой и красивой сестре Ирине про пояс, который на Ирине.
Мол, он Ирине совсем не к лицу и вообще – безвкусица...
Так что остаётся только гадать, почему Чехов сделал своих "трёх сестёр" (генеральские дочки) довольно неприятными особами.
Хотя у него самого был единственный раз опыт общения с генеральской дочкой:
c художницей Александрой Александровной Хотяинцевой, энергичной и жизнерадостной.
Которая в жизни была полной противоположностью театральным сёстрам Ольге-Маше-Ирине.
Вот Хотяинцева на картине – за Чеховым.
Это её собственная акварель: Чехов пришёл смотреть на свой портрет в Третьяковcкую галерею.
Тут первая - Татьяна Щепкина-Куперник, за ней Чехов, за ним – Хотяинцева о чём-то сообщает Суворину:
Наверное, Хотяинцева по секрету сообщает Суворину, как Чехов кокетничал в письмах,
когда художник Браз писал в Ницце в 1898 году его портрет.
"Говорят, что и я и галстук очень похожи, но выражение, как в прошлом году, такое, точно я нанюхался хрену"
В начале поста - карикатура Хотяинцевой на тему "Чехов смотрит на свой портрет", который ему не нравится...
Фото из своб. источников
|
</> |