Чего следует бояться в Тибете
lesnyanskiy — 13.02.2016 — ПутешествияЕсли, вы опытный путешественник, собрались посетить Тибет, у вас отличное здоровье, нет страха перед любыми опасностями, и вы обожаете риск, вам все равно следует остерегаться одного страшного места в городке Сага. Это общественный туалет в гостинице с одноимённым названием. О чем и пойдет речь в новой главе большого рассказа о велопоходе команды «GoBike» по Крыше мира.
Такла-Макан – Тибет плюс Кайлас
Экспедиционный отчет о путешествии 2010г
через пустыню Такла-Макан, хребет Кунь-Лунь и Тибетское нагорье к горе Кайлас
в дневниковых записях, фотографиях и «картинах маслом»
Продолжение. Начало здесь
Фильм об экспедиции
Карта экспедиции
3 мая. Двадцать девятый день путешествия
Тибетский хостел – это как шлюз между настоящей цивилизацией и каменным веком. Комфорт тут минимальный, все его параметры указаны ранее – в предыдущей главе , а прочие удобства находятся через дорогу. Там, в подвале главного корпуса отеля расположен туалет. Его следует бояться путешественнику. Не каждому дано назад вернуться живым…
Сказанное – только анонс явления, эскиз, карандашный набросок. А полноцветная картина маслом еще фееричнее.
Картина маслом «Тибетский сортир: понюхать и умереть» (Тут вам не Париж):
Небольшая внутренняя территория отеля одновременно является автостоянкой. С рассветом простодушная автобусная шоферня запускает двигатели на прогрев, тесный дворик наполняется едким сизым дымом, становится исчадьем дизельного ада, дышать тут почти невозможно.
А чтобы постояльцу хостела попасть в гостиничный сортир, ему необходимо пройти через весь двор. Тут и начинаются тест на живучесть.
Утром заспанные, ничего не подозревающие туристы, выйдя из своего номера, оказываются в густом дизельном смраде и тотчас получают приступ удушья. Моментально проснувшись от такого подарка, закрыв лицо рукой, задержав дыхание, они бегом мчатся курсом на сортир. В их выпученных глазах светится последняя надежда. Но в подвальной общественной уборной спасения не найти, там все хуже в тысячу раз.
В рейтинге самых вонючих сортиров мира (по версии «GoBike») туалет Саги занимает первое место. Он превосходит даже чудовищный сортир на автостанции уйгурского города Ния.
Создатели сагинского «дерьмогедона» обложили плиткой стены и пол, сделали кабинки с приличными унитазами и для красоты провели водопровод. Есть даже раковины и краны. Но то ли ради экономии, то ли по другим причинам воду раз и навсегда перекрыли. И вентиляцию тоже делать не стали. Полы здесь не мылись никогда, унитазы не сливались ни разу. Эффект получился феноменальный. В сагинском сортире возникло ранее не известное науке физическое явление: «воздух» здесь целиком стал чистым запахом. То есть его совсем нельзя вдохнуть и наполнить легкие (мгновенный спазм), но легко можно понюхать.
Тибетцы каким-то способом сумели собрать и удержать в одном объеме все зловония, существующие в мире. Амбре получилось уникальное, несравнимое ни с чем. Это идеальная вонь, вершина органического синтеза. Вы что-нибудь слышали про дуриан, про зарин и зоман, читали про удушье от выделений скунса? ... Поверьте, все эти вещества - просто фиалки в сравнении со здешней вонью! Скунс сам тут задохнется, насмерть окочурится, даже пукнуть не успеет. Зверька просто парализует в первую же секунду.
Тибетское явление требует изучения. Если бы химикам удалось расшифровать «сагинскую» молекулу и научиться создавать ее в лаборатории, это стало бы шагом к созданию нового оружия – молекулярной бомбы, что для любой – НАТОвских армии, изнеженной своими чистоплюйскими туалетами, будет пострашнее обычной атомной бомбы.…
…Ну, так вот, несчастные постояльцы, испытав первый круг ада во дворе, залетают в подвальный туалет и сразу попадают на самый нижний адский уровень. Уже через секунду самые слабые, позабыв, зачем шли, в ужасе выбегают обратно на улицу и принимаются жадно, полной грудью хватать «свежий» воздух широко открытым ртом. Те же, у кого здоровье покрепче или нужда посерьезнее, борются со стихией до конца…. А потом всю жизнь вспоминают тот день, как свое второе рождение.
Надо заметить, что город Сага стоит на отметке 4400 м над уровнем моря, а на такой высоте опыты по задержке дыхания – штука не простая. И без того есть одышка и небольшая вялость. Тем более что в ресторане вчера мы сидели не просто так. Но испытания газовыми камерами все выдержали, никто из нас не умер. Осталось расплатиться за гест-хаус с его удобствами (по 30 юаней с человека), позавтракать и ехать дальше.
В гостинице (а, видимо, и во всем городе) на самом деле имелись проблемы с водой. Нам кое-как удалось поесть всухомятку, а горячий чай был строго лимитирован – по пол стакана.
Из города Сага в город Шигодзе
Подошел наш автобус. Гид опять, уже в который раз собрал у всех паспорта, – предстоит очередная военно-полицейская проверка на выезде из Саги.
1. Гостиница "Сага" и наш автобус
2. На улицах г. Сага
3.
4. На улицах г. Сага
Отъехали от гостиницы в 8:50, а уже через десять минут встали на дороге перед шлагбаумом. Тутен с документами скрывается в домике пропускного пункта.
Ожидание долгое. Более получаса наблюдаю, что происходит вокруг. В городе было веселее. С семи утрам по улицам бегали школьники и хором что-то выкрикивали, это урок физкультуры. Ну и вообще какая-то жизнь происходила. А здесь, за городом совсем грустно: По пустырям уныло бродят мелкие коровы, в пасмурном небе кружат нервные вороны. И те и другие озабочены поисками пищи. Едят и птицы, и коровы одно и то же – бытовой мусор, который разбросан повсюду, и его много. Поэтому не ссорятся между собой, спокойно расклевывают добычу. Коровы тем более не дерутся, и не летают, они просто идут куда глаза глядят. А глазеть-то особо нечего. Коровье безразличие передается и мне.
Наконец, гид возвращается, раздает паспорта, мы можем ехать.
4.
5.
6.
Сегодня в нашем автобусе день русской музыки. Серега почти насильно дал водителю свою флешку, потому что китайские песни слушать уже невыносимо. Все последние дни, мы вынуждены были терпеть китайские записи, и так их наслушались, что я, кажется, стал понимать тексты без всяких курсов китайского языка. А чего там понимать, ясно же и так, все одно и то же: «Ты самая красивая, я тебя полюбил, сильно полюбил, ты лучше воздуха, ты лучше риса и другой еды, но ты меня не любишь, не любишь больше, не любишь совсем, почему ты меня не любишь!? Ведь я так тебя люблю, мне не нужна другая, я люблю только тебя и правительство Китайской Народной республики во главе с любимым председателем… Вернись, моя любовь, я спою тебе эту песню вновь и вновь…». И он на самом деле пел эту песню вновь и вновь. Я вам честно говорю, так все и было – редкостное занудство. Ну, может это были и разные песни, но все они как близнецы по музыкальному ритму, невыразительной мелодии и по манере скулить. Я даже подобрал серию определений для общей характеристики китайской музыкальной культуры: однообразно, тоскливо, заунывно, слащаво, монотонно, примитивно, скучно и сопливо.
И снова строящаяся трасса, пыль, тряска и грохот. Не утрамбованный щебень, булыжники на дороге, серпантины. В одном месте у нашего автобуса даже оторвался глушитель.
Строительство идет грандиозное. Дорога сложная, проходит на больших высотах 4600-4800 м над уровнем моря. А перевалы достигают 5000 – 5100 м. На одном из них установлена бетонная стела: «Место охраны диких животных и растений».
Растений, однако, тут почти не видно. Травка если и встречается, то очень скудная. Рельеф – однообразные сглаженные горы и холмы.
7.
8. Тибетские женщины. Не понятно почему они тут стоят
9.
Но время от времени глаз радуется более привлекательным видам.
10.
11. Кочевники переезжают на новое место
Через три часа, в полдень очередной блок-пост в крошечном селении у дороги. Снова проверка паспортов. Все одно и то же…. Но нет! Сразу за селением начался асфальт!!!
А еще часа через два закончился участок скучного, монотонного ландшафта. Мы пересекли большой горный хребет с несколькими сложными, перевалами, взбираясь на которые, дорога извивается змеей.
Наконец, за окном суровые и прекрасные, классические тибетские пейзажи. И погода наладилась.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Местность, тем временем, стала куда более пригодной для жизни кочевников. Маленькие селения теперь попадаются постоянно, в долинах и по склонам гор пасется много скота – мелкого и крупного.
17:40. Новый чек-пост и опять показываем документы. Ужасно военизированная территория. Какая-то тотальная подозрительность.
Чем дальше едем на восток, тем приветливее и приятнее ландшафты и условия для жизни более благоприятны. Есть вода, больше травы, отдельные участки долин уже пригодны для земледелия. И даже изредка растут деревья. На маленьких полях трудятся люди, пашут земля на конях и яках…
21. Изготовление строительного саманного кирпича из глины, смешанной с соломой
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
...Опять большой не асфальтированный участок дороги… Трасса идет по долине р. Брахмапутры (ее верхнее течение имеет название р. Цангпо).
36.
37. Таким образом пытаются выращивать деревца в пустынной местности
38. Тибетские женщины на дорожном строительстве, Отводят воду из-под насыпи
39.
40.
41. Но, пользуясь случаем, что мы остановились, работницы решили попрошайничать. Очень активно они выпрашивали деньги и чтобы мы не перепутали деньги с какими-нибудь бумажками, показали нам для образца китайские юани, размахивая ими перед окнами автобуса.
43.
44.
45. Небольшие поля
Все чаще попадаются жилые постройки и стада домашних животных. Теперь местность уже не кажется безлюдной, это сравнительно хорошо обжитый тибетский уезд Лхадзе. На границе уезда очередной чек-пост, нас снова проверяют. Чуть дальше к нашей трассе примыкает известная «Дорога Дружбы»: Лхаса – Катманду.
46. Поселок в районе перекрестка с "Дорогой Дружбы"
В ближайшем к перекрестку селении мы останавливаемся на ланч. Дорожный ресторанчик выглядит привлекательно в плане интерьера. Вообще заметно, что тибетская архитектура при сохранении общего стиля по мере продвижения на восток становится более сложной и интересной. Появляются занятные двух- и трёхэтажные дома.
47.
48. Дворик жилого дома с частным рестораном внутри
49.
50.
В 19 часов, покончив с едой, мы едем дальше. До тибетского города Шигодзе остается еще 140 км.
51. Такие разрушенные саманные постройки. Некоторые полоумные "ученые" считают подобные руины результатом ядерной войны древней цивилизации несколько тысяч лет тому назад.
52.
53.
54.
55.
56. Через два часа мы совсем близко к Шигодзе. Тут нас настигают уже глубокие сумерки. Но это еще не город.
…В начале десятого часа мы, наконец, оказываемся в полноценной цивилизации – въезжаем в большой современный город с неоновыми вывесками, настоящими магазинами и многоэтажной вполне приличной многоэтажной гостиницей в центре по 90 юаней за ночь. В номере стоит огромная «трехспальная» кровать, в ванной комнате из крана бежит горячая вода, работает душ, действует унитаз и даже есть напольные весы, свидетельствующие, что я похудел, как минимум на три килограмма. …
Мы спешим в ресторан, но перед этим торопимся смыть под душем дорожную пыль, А доктор Игорь и Рома успевают еще за это время съесть быстро-заварной китайской лапши.
В чисто тибетском заведении никак не обойтись без гида-переводчика. Ни официанты, ни повар ни слова не понимали по-английски. Пока не пришел Тутен, мы не могли ничего заказать, а наш Жека Трофимов всячески уже рвался на кухню, чтобы лично, на пальцах объяснить шэф- повару, что и как надо готовить. Жека, безусловно, сделал бы вкуснее, но и так обошлось…, повар в итоге сам нормально справился. Так что ужин вполне удался – настолько, что почти два из трех потерянных мною за месяц килограммов вернулось назад в мое тело. В эти 2 кг вместилось несколько шикарных блюд, а также лхасское пиво и сколько-то китайской водки…
Тем не менее, возвратившись в гостиницу, доктор Игорь с Ромой все же не смогли устоять перед соблазном сожрать еще по две пачки лапши быстрого приготовления, чем сильно всех удивили. Хотя, что здесь удивительного? Так бывает со многими робинзонами, долго страдавшими от недоедания.
Содержание Отчета
1.Втупление (Вместо предисловия)
2. Глава 1. Замут, или «А почему именно в Тибет?»
3. Глава 2. Заезд. Поезд Чита-Пекин
4. Пекин
5. ПоездПекин –Урумчи. Автобус Урумчи – Лунтай
6. Глава 3. Такла-Макан. 1-й день маршрута. Царство пыли
7. Такла-Макан. 2-й день маршрута. Царство песка
8. Такла-Макан. 3-й день маршрута
9. Такла-Макан. 4-й день маршрута
10. Такла-Макан. 5-й день маршрута
11. Окончание этапа «Такла-Макана». Глава 4. Древние оазисы Ния - Хотан. 6-й день маршрута
12. Оазисы. Город Хотан и другие оазисы. 7-й день маршрута
13. Оазисы. 8-й день маршрута
14. Ечен. 9-й день маршрута
15. Глава 5. Хребет Кунь-Лунь. 10-й день маршрута
16. Хребет Кунь-Лунь. 11-й день маршрута
17. Хребет Кунь-Лунь. 12-й день маршрута
18. Хребет Кунь-Лунь. 13-й день маршрута
19. Хребет Кунь-Лунь. 14-й и 15-й дни маршрута
20. Хребет Кунь-Лунь, Аксайчин. 16-й день маршрута
21. Аксайчин – плато Чантанг (Тибет). 17-й и 18-й дни маршрута
22. Тибет. Плато Чантанг. 19-й и 20-й дни маршрута
23. Тибет. Плато Чантанг. Сумжи – Домар. 21-й день маршрута
24. Тибет. Домар – Али. 22-й день маршрута
25. Тибет. Али – Монастырь Гуру Ринпоче. 23-й день маршрута
26. Монастырь Гуру Ринпоче – гора Кайлас. 24-й день маршрута
27. Особая глава. Мистика Кайласа. 24-й день маршрута
28. Монтсер – Дарчен в редакции «Реальность Кайласа». 24-й день маршрута (вторая половина дня)
29. Кора вокруг горы Кайлас. 25-й день путешествия.
30. Кора вокруг горы Кайлас. 26-й день путешествия.
32. с. Баян - город Сага. 28-й день путешествия.
32. Из города Сага в Шигодзе. 29-й день путешествия.
|
</> |