Чегем и вокруг

Про Абхазию я знаю в основном из Искандера. Хотя я была там в детстве — в Новом Афоне. И в море мы плавали, и к часовне на Иверскую гору подымались, и в Сухуми ездили мартышек смотреть, и в пещеру ходили. Но абхазов в курортных городах особо и не видно было. Так-то там кого только не было — вот хозяйка наша была гречанка.
А вот у Искандера классные абхазы. Я вообще обожаю Искандера - и если читать его много, то это практически эпос — там приходят и уходят одни и те же герои — иногда под разными именами — и складывается очень объемная картина жизни с начала прошлого века и до послевоенных лет.
Собственно, в городах абхазов было не так уж много и в те времена, которые описывает Искандер — от юного Сандро до его юного племянника. В городах были в больших колличествах греки и персы — ну а еще грузины и всего понемножку. Их год за годом прогоняли через этнические чистки и высылали — и постепенно заместили на русских.
А абхазы были главным образом в горах. И в числе прочего, у Искандера четко просматривается отношение горцев к советским русским — хотя конечно Искандер мало что мог в этом плане написать напрямую — он был советский писатель, которого как-никак печатали. И все же, отношение абхазов к советским русским у него видно отчетливо — оно опасливо презрителное. Лохи, которые не могут даже о лошадях как следует позаботиться. Хорошо, что они далеко — и чем дальше тем лучше.
Ну, и отношение к советской власти устами Сандро: «Власть. А другой не будет, и не жди». Это власть, с ней приходится жить и считаться, она дурная, жестокая, злая — и она далеко. К счастью.
А у нас тут алыча, лавровишни, кукурузные початки, свежая зелень, домашнее вино — мы сидим за столом с друзьями, а вокруг цыплята бегают.
Нет, абхазы не хотят у себя русских.
|
</> |