ЧЕЧЕНСКИЙ СЛЕД

Тем, кто знает, что такое IV Съезд, напоминать не надо. Такое не забывается. Те, кто по молодости, не знает, посмотрев два ролика (здесь - 9 минут, но они, поверьте, того стоят!), все поймут. Молодая дама из Грозного, рожденная в ссылке, оказалась тогда единственным мужчиной в зале, переполненном напуганными парнокопытными, - и не изменила себе ни когда в борьбе с дудаевщиной пал смертью храбрых брат, ни когда под бомбами погиб престарелый отец. Излишне объяснять, какой след оставило её выступление в моей памяти, да и жизни, и почему слово Сажи Зайндиновны с тех пор для меня всегда будет заслуживающим внимания и весомым больше, чем километры самых искусных речей и килотонны самой убедительной писанины.
Так вот.
В свое время, я, как и многие, - уважаемый awas1952 подтвердит, - считал цензуру злом и позором, а цензоров чуть ли не личными врагами. Мне хотелось читать всю западную фантастику, а не только то, что проходило через густой фильтр, мне хотелось смотреть в кинотеатрах голливудские фильмы, приятно щекотавшие нервы даже в пересказах критиков, причем без купюр, полностью, а по телевизору, - вместо скучного официоза, - яркие, зажигательные шоу всех жанров и лихие сериалы, мне хотелось, наконец, знать альтернативные мнения о происходящем в мире, не ограничивая себя единственно предписанным вариантом, и о поисходящем в стране, не замыливая глаз потоками лака и позолоты.
Ну вот. Прошло двадцать лет. Даже больше.
Я прочитал максимум возможно из того, что мечтал прочитать. И очень быстро, почти сразу, понял, что советские цензоры, - не пропуская чего-то по идеологическим соображениями, - если уж пропускали, то это были, действительно, самые лучшие произведения самых лучших авторов в наилучших, блистательных переводах, а не макулатура, в изобилии запускаемая на поток даже (жить-то надо) теми же авторами и надоедающая быстрее, чем успеваешь сообразить, почему.
Я посмотрел практически все, о чем грезил. И очень-очень быстро уразумел, что лихая и яркая голливудчина, в основном, дешевка, в сотый и тысячный разы пережевывающая одно и то же, унылая настолько, что большинство "новинок" (даже оскароносных) надо заставлять себя досматривать до конца, про пересматривать же и речи нет, а вырезанное я вырезал бы и сам, потому что блевать хочется; что же до телешоу, так это торжество тупой пошлости оскорбляет чувство собственного достоинства любого, кто в интеллектуальном смысле хотя бы чуть-чуть выше уровня свеклы, потому что основная цель этих зрелищ как раз в том и состоит, чтобы опустить зрителя до уровня этой самой, удобной для манипуляторов свеклы.
Я получил возможность знать и сравнивать десятки, если не сотни разных мнений, и я свидетельствую: при всех видимых различиях, подавляющее, абсолютное большинство этих "объективных взглядов" куда более заказные и лживые, чем пресловутый советский агитпроп, отражавший жизнь, - как ни странно, - куда более честно, хотя, конечно, в отличие от него, суконного, выпилены на высоком профессиональном уровне. А что касается свободы вскрывать язвы, так она, на поверку, оказалась всего лишь свободой безнаказанно, - и опять-таки, на заказ, - лгать и клеветать. То есть, цензура как была, так и осталась, только стала куда более изощренной, и работает не на пользу, а во вред.
Короче говоря, на мой взгляд, Сажи Умалатова права.
От первого слова до последнего.
Как и 20 лет назад, когда к ее мнению, к сожалению, не прислушались.
Хотя было еще не поздно.
|
</> |