Чайка. «Сдаётся мне, джентльмены, это была комедия»
 vpolkovnikov — 17.10.2025
 vpolkovnikov — 17.10.2025
                                                
                        
                        

Всё-таки трудно привыкнуть к тому, что авторы частенько именовали свои пьесы комедиями, хотя ничего смешного в них нет. Пожалуй, что «комедия» в понимании Чехова и моем суть вещи разные, и Антону Павловичу виднее, но… Нет, не понимаю.
«Чайка», друзья мои. Пьеса, подарившая символ театру МХТ, Станиславский, Немирович-Данченко, сумевшие разглядеть в «Чайке» нечто этакое, поставившие на нее и выигравшие. Хотя премьера двумя годами ранее провалилась.
А еще «Чайка» подарила Чехову Ольгу Книппер. А ей, соответственно, Антона Павловича. Удивительный брак на расстоянии, краткий и яркий.
Увы, посмотреть сегодня ту самую постановку нельзя. Ну, не было тогда телевидения, звукового кино. Не узнать мне, как Ольга Книппер смотрелась в роли Аркадиной. Увы, увы, театральная постановка – уникальный продукт. У другого режиссера из того же полуфабриката-текста получается другое произведение.
Но есть и хорошие новости. Для меня. Я, признаться, люблю Аллу Демидову. И на ее Аркадину посмотреть совсем нетрудно. Есть фильм «Чайка» 1970 года.

Здесь можно сказать, что фильм снял тот же самый Юлий Карасик, что снял «Стакан воды» с той же самой неподражаемой и восхитительной Аллой Демидовой. Та постановка многими (и мною) считается образцовой и превосходной. Как-то Карасик представил зрителю «Чайку»?
Читать «Чайку» (впрочем, как и большинство пьес) лично мне тяжеловато. Не воспринимаю. Не могу выстроить полотно. Не могу проникнуться характерами, поступками. Мне, пожалуй, лучше вникать в уже приготовленное режиссером блюдо.
Тут всё обозначено, всё сыграно, не надо пытаться понять. Можно просто смотреть. 1970-й год, какие актеры! Демидова, Джигарханян, Яковлев, Копелян. Может быть Теличкину и Савельеву я люблю не так сильно, как этих четверых, но и они заслуженные знаменитости.
Этим актерам удается показать атмосферу какой-то больной любви. Хорошее место, дача, природа и мучающиеся на ее фоне люди. Каждый мучается по-своему, но обязательно все вместе.
«Евгений, дорогой, возьмите меня к себе». «Мне 55 лет, поздно менять жизнь».

И есть тут всё-таки молодая чайка (Нина Заречная) и влюбленный в нее человек (Костя, сын Аркадиной). И есть походя проехавший мимо писатель, убивший не саму чайку, а ее первое, неустойчивое чувство к парню. Да и убил-то он его случайно, неумышленно. Но парню теперь всё, конец.
И никто особо не замечает этой гибели. Несмотря на явную попытку покушения на самоубийство. Все заняты собой. И нет никому дела… Как кажется.
Но финал! Финал показывает самого, казалось бы, циничного персонажа, доктора Дорна, таким чутким человеком. А поздно. А не только ничего не исправить, но дальше всё равно будет хуже. Всем.
Жаль, жаль, что у Демидовой тут не так много места, слов, действий. Но, скажем, в сцене с сыном, когда их бросает из одной крайности в другую, Демидова прекрасна. Здесь она теряет свою маску сдержанности и равнодушие и выдает целую гамму обнаженных чувств.
И всё хорошо, но… комедия?
9 из 10
 
             Проблематика роботов-арбитров в командных видах спорта
                    Проблематика роботов-арбитров в командных видах спорта                 Волк осенью
                    Волк осенью                 Без названия
                    Без названия                 Орленок
                    Орленок                 Было время
                    Было время                
             «Голосование» (Votemos), 2025, Испания. Добрые мысли.
                    «Голосование» (Votemos), 2025, Испания. Добрые мысли.                 NEO Scavenger (2014): Человек внезапно смертен
                    NEO Scavenger (2014): Человек внезапно смертен                 Люди спрашивают: «Когда всё закончится?»
                    Люди спрашивают: «Когда всё закончится?»                 Военные известия
                    Военные известия                 
             
             
            
