ChatGPT в образовании

топ 100 блогов new_rabochy04.03.2024

Возникший вопрос по ChatGPT мне кажется невозможно решить без понимания как организованно образование и зачем оно вообще нужно. Когда мы поймем зачем оно вообще нужно будет понятно место ChatGPT в нем.

Традиционно образование делится на:

  • Дошкольное
  • Младшее школьное
  • Среднее школьное
  • Высшее школьное
  • ВУЗовское (термин странный, но хочется избежать двойного толкования слова “высшее”).

В разных странах возраст у каждой стадии свой, например в Великобритании в школу идут в 4 года , а в Индии средний возраст окончания магистратуры 30 лет.

С моей точки зрения у каждой стадии свои цели, которые в итоге должны подготовить человека к выполнению его обязательств перед государством (а иначе зачем государство все это оплачивает).

Дошкольное образование - воспитание общения со старшими, навыки получения образования (понятия учитель, класс,занятия, расписание). Высвободить рабочие руки второго члена семьи для производства (на мой взгляд эта задача частично устарела. Активные ежедневные занятия с ребенком важнее для государства, чем работа на искусственно созданных должностях.). Дать ребенку гармоничное развитие включая правила гигиены, спортивного образа жизни, чтения.

Младшее школьное образование - воспитание поведения в обществе, навыки и знания которые достаточные для существования в обществе, практические навыки , которые считаются нужны всем, независимо от карьеры (читать,писать, считать в магазине, пользоваться школьным компьютером/смартфоном). То что не пригодится вы можете и забыть, а вот знания младшей школы останутся с вами навсегда. Опять таки высвобождает свободное время у родителей и превращает ребенка в ограниченно производящего члена семейного хозяйства.

N.B. На мой взгляд в младшее школьное образование должно быть где-то лет до 12, но это только на личном опыте без статистики.

Среднее школьное образование - воспитание поведения в конкурентном обществе, подростковый период, навыки поиска и некритичного получения знаний из разных источников (в той советской школе, в которой я учился это было просто задача была провалена), навыки освоения больших объемов, мнемонические техники. (Мнемоника в человеческом мозгу напрямую связана с когнитивными способностями и развивая мнемонику мы даем базу для всего.) Набор навыков и знаний достаточных для первичной специализации. Курсы профориентации. Позволяет не только высвободить время родителей и возможность детям уже работать по 2-3 часа в неделю.

N.B. Так как методы общения с учениками, то удобнее если это будут совершенно отличные от младшей и старшей школы организации.

Высшее школьное образование - разделяется в зависимости от специализации.

  1. Профессиональное - если человек выбрал практическую профессию, то это получение навыков конкретной специальности. Формат достаточно свободный включая “странствующих подмастерьев” . Фактически это уже работа с зарплатой, но совмещенная с обучением профессии. Проблема в том, что человек оказывается ограничен в смене карьеры после этой фазы. Если профессия меняется серьезно, то нужно повторять высшую школу заново с самого начала. Кстати, для “не любителей” программистов именно сюда должны идти кодеры и тестировщики.
  2. Гуманитарное/общественное - навык критического мышления и анализа данных. Навыки презентации точки зрения и механизмы манипуляции сознанием слушателей. Подготовка знаний и навыков по профильным предметам для поступления в ВУЗ. Это для будущих философов, филологов, строевых офицеров, священников, учителей и менеджеров, возможно врачей.
  3. Естественное - навык критического мышления и анализа данных. Навыки моделирования реальных задач. Математическая абстракция мышления. Подготовка знаний и навыков по профильным предметам для поступления в ВУЗ. Это для инженеров, ученых, штабных офицеров, проектировщиков, архитекторов, аналитиков, бизнес-аналитиков.

N.B. Сейчас содержимое высшей школы почему-то частично перекочевало в бакалавриат. Вместо этого в высшей школе занимаются подготовкой к экзаменационным тестам.

ВУЗовской образование делится на прикладное и фундаментальное.

  • В прикладном, основываясь на полученных знаниях дается максимальное количество инструментов специфичных для выбранной профессии. Методики выбора и разработки инструментария, практический опыт.
  • Во втором углубление знаний, участие в процессе генерации новых знаний. Начало научной карьеры.

N.B. Честно говоря я не знаю, где в мире теперь готовят хороших прикладников, они как-то появляются назло системе образования.

А теперь подводим итог!

Сколько времени нужно чтобы человек научился пользоваться искусственным интеллектом - месяц, полгода от силы. А вот научившись пользоваться искусственным интеллектом он вряд ли освоит критическое мышление. Отсюда вывод ChatGPT допускается только в высшей профессиональной школе или в ВУЗах, когда этот навык или уже есть или он не обязателен.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Время от времени люблю я лазить по томам ПСЗ РИ. Очень, знаете увлекательное чтение. И однажды попался мне там очень интересный указ от 29 июля 1816 года "Высочайше утвержденные правила рекрутского обмундирования" (Полное собрание законов Российской империи, т. 33, стр. 952.). Среди ...
Вчера мы говорили о выборе идеального партнера. Некоторым из вас повезло встретить такого партнера в жизни. Многим эта категория показалась сказочной, не встречающейся в нашей суровой реальности. Скептически к понятию “идеальный партнер” ...
мир велик и тесен одновременно, и невидимые силы работают одинаково хорошо на обе эти иллюзии. так, кто-то  разрабатывает имидж  Сберанка как конторы, где  за пенсией очереди из ворчащих старушек, и траблы с восстановлением утерянных кредиток, а кто-то - с семантически ...
Венгерский фильм «Пост мортем», названный ретрохоррором, снят в 2020 году. В этом же году вышел сериал «Все еще мертвые» (Dead Still) . Фильм оказался для меня не страшным и сильно затянутым.  Сериал был гораздо живее. Главный герой Томас был спасен фотографом на Первой мировой ...
Чем РФ может ответить на достижения развитых стран Запада? Она может использовать самолеты и системы ПВО. Высокотехнологичные конкурентно-способные продукты РФ производит только в военной сфере. Больше России похвастаться нечем. Организация зонтика над повстанцами по ливийскому образцу ...