Часы со стрелками
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Эти часы у меня потом прожили лет 20, не меньше, не отставали, не убегали.
И к тому моменту, как мне их подарили, я давно уже умела определять время по часам.
Понимала, что значит "половина третьего" или "без пяти семь",
и что раньше, "без четверти шесть" или "четверть шестого".
Попробовала поговорить с детьми на кружке про часы, электронные и со стрелками,
и натолкнулась на такое глубокое непонимание,
что пришлось начинать с самого простого.
Мы начали с того, что обсуждали,
какая стрелка показывает часы,
а какая - минуты.
|
Альбом: krusok14_feb13 |
Даже это не все знают.
И сколько минут в одном часе - не знают.
Ну что ж, бывает.
Я нарисовала циферблаты без стрелок,
и в прошлый раз мы с детьми рисовали 3 часа ровно, 5 часов ровно.
(я решила, что про минуты поговорим потом, позже, когда их перестанут пугать числа больше 15)
Нарисовала к сегодняшнему уроку новый листок с задачами.
(ААА! Опять я рисовала листок в 3 часа ночи! Нет бы заранее?!)
Как мне казалось - листок совсем простой.
Мне хотелось объяснить идею, что в 13.00 и в 1.00 часы со стрелками показывают одинаково.
Слева часы со стрелками, показывающие 2, 6, 3, 5 часов.
Справа электронные часы, на которых 15, 11, 12, 14, 2, 5, 17, 3 часа.
И надо понять, есть ли тут часы, показывающие одинаковое время, и соединить их.
Во-первых, детей очень смущает наличие двух правильных ответов.
Вот соединит он 13.00 и подходящие часы,
а я подхожу и спрашиваю:
"А вот эти часы сколько показывают?" и показываю на 1.00
И ребёнок, смущаясь, начинает стирать линию.
Есть такое школьное правило: раз строгим голосом спрашивают, значит, ошибка.
Во-вторых,
дети не враз оценили идею,
что после 12 часов идёт дальше 13, но на часах со стрелками это выглядит так же как час.
И почему тогда после 23 часов не идут 24 и 25?
В общем, с некоторыми детьми разобрались,
но до понимания там ещё далеко.
Скорее закинули небольшую идею,
и пусть они теперь с этим поживут, свыкнутся.
А в самом начале урока я рисовала часы,
на которых нарисованы только числа 3, 6, 9 и 12 на циферблате,
а дети дорисовывали остальные числа в нужных местах.
В-третьих, как минимум у одного из детей поймала потрясающую идею из серии "нарочно не придумаешь".
Я пыталась объяснить, что один круг часовая стрелка проходит за 12 часов,
и если было 2 часа дня, то через 12 часов стрелка приходит на то же самое место.
А на электронных часах в это время будет 12 + 2 = 14 часов.
Брали мы, напоминаю, для простоты, ровные часы - 3 часа ровно, пять часов ровно...
Казалось бы, всё логично.
Однако у детей своя логика.
Некоторые из них решили, что надо сложить те числа, на которые показывают обе стрелки, часовая и минутная!
А чего, как раз одна на 12 показывает, другая на 2, и предлагают прибавить к 12 именно 2.
Логично?
А вы помните, в каком возрасте научились определять время по часам?
А дети уже умеют?
|
</> |