Чашки с историей
chasogor — 19.01.2022С интересом рассматриваю всякую посуду во всех блогах – из чего же люди пьют чай и кофе, и как вообще используют чашки-кружки?
Семёновский период
Вот взяла однажды в Семёновском свои чашки, и собрала их все в одну толпу. У меня нет сервизов и почти нет наборов, все чашки случайно оказались в одной компании. Доставались они мне частично от городской сестры, которая выкидывала остатки от своих старых наборов, частично в качестве подарков от друзей по случаю каких-нибудь праздников, или приездов, или встреч. И все разные!
Есть чашки с блюдцами, есть кружки фарфоровые. С разными картинками, разными ручками. Не из каждой кружки удобно пить чай – я, например, люблю посуду лёгкую, тонкостенную. Для чая подходящий объём – 250 мл, не больше. Иначе, если кружка большая, чай сначала очень горячий, а потом быстро остывает.
Ручка должна быть плавно изогнута, без вычурностей: палец, продетый в такую ручку, не устанет. А есть очень большие ручки – все четыре пальца в них помещаются, это тоже неудобно. Нет, разумеется, на вкусе напитка это не отразится, можно один раз налить и выпить. Но повседневно пользоваться я предпочитаю чашками среднего размера, небольшого веса, и чтобы внутри были белыми – иначе цвет чая не виден.
Важна и форма чашки – мне нравятся близкие к шаровидным, в которых чай дольше остаётся горячим. Но они стали большой редкостью, или же стоят больших денег.
Каждую чашку и кружку можно приспособить под какую-то функцию. Есть у меня две почти одинаковых кружки ёмкостью 250 мл – в них удобно заквашивать йогурт, порционно.
Причём вторую купила в Белёве исключительно ради картинки: на ней изображены ягоды, больные серой гнилью.
Сувенирные кружки чаще всего попадаются неудобные, наверно, их специально делают так, чтобы ими не пользовались.
Кружка с новогодним рисунком никак не используется – слишком большая и узкая. Другая – турецкая – имеет маленькую ручку, не удержать. Детская, наверно, кому-то стала не нужна, вот мне и подбросили.
В кружке с подсолнухами помещался кипятильник, можно было в ней кипятить воду для чашки чая. Но пить из неё – тяжело и неудобно.
Только сувенир из Стерлитамака был удобен по форме, ручка тоже ладная, но объём великоват. Жаль, что я однажды забыла её в поезде во время одного из путешествий. Но за несколько лет перед этим её так же кто-то забыл в другом поезде, а я забрала себе. Ну, такая судьба у неё – путешествовать и переходить из поезда в поезд!
Чашка с блюдцем из Икеи не совсем подходит для чая: не виден цвет напитка. И толстостенная. Так, ради красоты стоит. Один раз пригодилась для съёмок натюрморта с кофе. Позже я узнала, что эта чашка для кофе латте.
Чашка с розой годится для кофе – объём меньше, чем для чая. Часто я использовала эти чашки — с редким прямоугольным сечением по вертикали — под варенье: удобно ставить на стол, не опрокинешь. Набору было уже больше сорока лет, он из Усть-Каменогорска, подарили маме при уходе на пенсию. Она их не любила и не пользовалась ими. Любимая чашка у неё – 300 мл, расширенная вверху.
А этих с розочками было изначально двенадцать штук, плюс чайник, сахарница, маслёнка, молочник. Половину набора оставили в Усть-Каменогорске, четыре чашки из второй половины – в Медникове. Мне они тоже успели надоесть, и при очередном переезде не забрала последнюю из Семёновского.
Чашку с подсолнушками купила в Белёве, оказалась удобнее других, но продавалась без блюдца, и я подобрала из своих посуд старое блюдце, подходящее по цвету и донышку.
Вот так сложилось, что у меня были разные обиходные чашки для всего, и для чая – домашняя и дворовая. Дворовую нельзя назвать удобной, но мне не жалко было оставлять её на дворе – такую никто не украдёт, да и крышку к ней удалось подобрать.
Медниковский период
В те годы у меня был плёночный фотоаппарат, и я экономила кадры, поэтому посудной коллекции нет. Всего четыре фотографии нашла, порывшись в архивах, причём посуда была не на первом плане. Увеличила фрагменты с чашками.
Белая чашка с блюдцем со скромными голубыми цветочками, привезённая из Усть-Каменогорска в 1991. Самая удобная из всех моих: ёмкость 200 мл, форма близкая к шаровидной, тонкий фарфор, эргономичная ручка. Их было шесть штук в наборе, подарок на восьмое марта на службе, в начале восьмидесятых. Но малолетние племянники быстро уменьшили их количество, и до третьего тысячелетия дослужила только одна. Последнюю добили гости, редко бывающие, но метко бьющие.
Две красных кружки попали сюда из московской квартиры, где периодически обновляли посуду, заменяя советские чашки икеевскими. Одна была домашней, другая – дворовой. Мне нравилась в белый горошек, особенно удобно в ней сбивался гоголь-моголь.
И в завершение исторического экскурса — о чашечке, вынесенной в заголовок. Это был набор из четырёх кофейных пар, купленный мною в Усть-Каменогорске ещё в восьмидесятые годы. Чисто белый фарфор, без рисунка, но зато с рельефом. Поскольку у меня в то время было много чашек, а удержаться от такой покупки было просто невозможно, то подарила их младшей сестре. В Ленинграде они стояли в шкафу в целости и сохранности доныне, и только благодаря этому уцелели от разбития в деревне. Приезжая в гости к родственникам, я брала из шкафа чашечку на период пребывания, так как не могу пить кофе из больших кружек, это уже все знают.
А сфотографировала, наконец, в октябре 2019.
***
Сибирский период будет в следующей главе.