Церковь святителя Николая Чудотворца в Кленниках на Маросейке


Церковь Святителя Николая в Кленниках - памятник архитектуры XVII- XVIII веков. Находится в историческом центре Москвы в начале улицы Маросейка, практически на площади Ильинские ворота. Церковь древняя и чрезвычайно красивая. Общее свое впечатление о храме хочется выразить одним словом, радостная!
Вся улица, начинавшаяся у Ильинских ворот Китай-города, тогда именовалась Покровкой (по древней церкви Покрова Пресвятой Богородицы «в садех», стоявшей напротив Никольского храма и разобранной в 1777 году за ветхостью). К нашему времени прежнее название за улицей Покровка сохранилось от Армянского переулка в направлении к Садовому кольцу, а ближняя к Кремлю часть стала называться Маросейкой. Это название появилось от находившегося на углу с Большим Златоустинским переулком (Маросейка, 9/2) Малороссийского подворья — представительского учреждения для официальных лиц, приезжавших с Украины. В дальнейшем длинное для московской речи - «скороговорки» слово «Малоросейка» преобразилось в «Маросейку». Почти все фото кликабельны.
История церкви Святителя Николая в Клённиках уходит в далёкое прошлое и насчитывает более пяти столетий. Храм в его нынешнем виде является типично московским памятником архитектуры XVII-XVIII веков – здание не имеет каких-то особо выдающихся декоративных элементов, но глубоко отражает историю города.
Впервые изображение храма на средневековых планах Москвы появилось в 1610-м году, на так называемом Сигизмундовом плане: напротив Покровской церкви в начале улицы изображена каменная церковь, о чем свидетельствует ее форма - одна главка на горке кокошников, завершающей четверик.

В Строельной книге 1657 года было указано - «Николы чудотворца, что на Покровке, у решетки»; в 1689 году уже указывается - «в Блинниках», в 1698 году - «церковь Пр. Богородицы, да в приделе Николы Чуд. в Блинниках, на Покровке», а уже в 1701 году — «в Клинниках». В XVIII-XIX веках стало встречаться также «в Клённиках».

Записанный в 1657 году в Строельной книге каменный храм был одноэтажным, а более привычный нам вид обрел к 1701 году. «Августа 24 дня был выдан антиминс в новопостроенную церковь Святителя Николая Чудотворца, что в Клиниках» (и вскоре был надстроен второй этаж над приделом).

В 1701 году после большого пожара верхняя часть четверика была разобрана, а нижняя превращена в подклет, расширенный к западу и надстроенный высоким двусветным объёмом с апсидой и притвором.

Пётр Сытин указывал, что храм здесь был возведен ещё в 1468 году: Иван III построил здесь «обетную» церковь Симеона Дивногорца в благодарность за то, что сильный пожар из Белого города не перекинулся в Кремль.

Действительно, летописи, описывая пожар 1468 года, указывают, что «того же лета поставлена великим князем церковь обетная Симеон Дивногорец», но места её размещения не указывает ни один источник. Так что возможно дата строительства Никольской церкви может быть отодвинута в более отдаленное время.

В 1749 году после пожара 1748 года, когда «внутри (здания) все погорело без остатка», ею завершилось формирование архитектурного облика церкви. Тогда же была возведена существующая колокольня и частично перестроены фасады церкви.

Церковь представляла собой двусветный, вытянутый по оси север - юг четверик с двухчастным алтарем


Небольшая одноэтажная трапезная соединяла четверик с колокольней; с севера к четверику примыкал одноэтажный Никольский придел.

«Синодальный справочник» сообщал, что церковь «возобновлена после пожара в 1748 году, обновлялась в 1868 и 1894 годах».

Несмотря на позднейшие переделки и внешнего, и внутреннего устройства, облик храма сохранился в том же виде до нашего времени.

Внимания архитекторов и историков Никольский храм не привлекал и в публикациях о выдающихся московских церквях не упоминается. Существует предание, что в 1812 году, когда Москва горела сплошь, храм святителя Николая чудотворца в Кленниках вновь «совершил свой подвиг», встав на пути огня и не позволив ему распространиться. Урон, нанесенный храму французскими оккупантами, исправили не сразу: «В клировых ведомостях означенной Николаевской церкви 1813 г. написано: «После неприятеля придел освящен 1812 года декабря (число опущено) дня, Казанская еще не освящена за неисправностию в рассуждении благолепия вкладчиков быть имеющегося».

Происхождение названия
Отметим изменения названия храма в разные исторические периоды. В 1901 году на страницах нескольких номеров «Московских епархиальных новостей» велась полемика между учеными иереями о наименовании местности, где церковь находилась. Прибавление к названию храма варьировалось в зависимости от времени и исторических обстоятельств: «что на Покровке», «у решеток за Никольскими вороты» (решетками в старину назывались деревянные заставы в конце улицы, которые на ночь запирались), «в Блинниках», «в Клинниках», а с 1771 года в документах он уже пишется «в Клённиках». Версия последнего, оставшегося и доныне за нашим храмом названия основана на записи в метрике 1886-1887 гг.: «По сохранившемуся устному преданию, на том месте, где теперь находится церковь, в старину была кленовая роща».

В 1914-1915 годах во дворе храма был построен небольшой двухэтажный домик для причта на средства книгоиздателя И.Д. Сытина - в благодарность за разрешение, данное ему настоятелем храма отцом Алексием Мечевым, вывести на церковный двор окна принадлежавшего Сытину многоэтажного дома (ныне Маросейка, №7/8, серое здание на фото ниже за церковью). По тогдашнему закону между сопредельными владениями возводились глухие стены.

В 1910-х годах при храме работала церковно-приходская школа. В это время в церкви священствовал священник Алексий Мечёв, прославленный в лике святых Русской православной церкви в 2000 году. У отца Алексея бывали отец Павел Флоренский, философ Николай Бердяев, профессор С.И. Кузнецов, поэт Георгий Чулков, искусствовед Сергей Дурылин, скульптор Анна Голубкина, художники Михаил Нестеров и Лев Бруни. Ныне святые мощи старца Алексия Мечёва находятся в специально выделенном помещении нижнего храма, доступ к ним открыт в течение дня.

В 1920-х годах при духовном окормлении Алексия Мечёва и его сына Сергия здесь трудилась группа иконописцев под руководством Марии Соколовой.

В 1926-1928 годах по инициативе прихода и настоятеля храма протоиерея Сергия Мечёва (сына старца Алексия) были произведены реставрационные работы под руководством известного архитектора - реставратора Д.П. Сухова.

Работы затронули фасады (были восстановлены наличники окон на южной стороне) и нижний этаж, где в северной части были выявлены элементы древней архитектуры и воссоздан придел, освященный во имя св. Алексия Человека Божия.

Были исследованы и восстановлены окна первого яруса северного придела, оконные обрамления абсиды и четверика церкви, установлены кубчатые решетки по древнему образцу.

В 1932 г. храм был закрыт. Божественная Литургия совершалась на Благовещение, 7 апреля 1932 года, затем последний, к тому времени остававшийся на свободе, священник из клира храма был арестован. 6 октября 1932 года храм был окончательно закрыт, затем разорен и обезглавлен.

Здание церкви и домик причта сначала использовались, после внутренней перепланировки, под жилые помещения; нижний храм дал приют слабовидящим инвалидам; в дальнейшем, в 1950-1960 годах, храм превратили в подсобное помещение соседних учреждений.

В доме № 3 располагался ЦК ВЛКСМ (здание светло-зеленого цвета на фото 17, 18, 24) который и разместил здесь свои службы. Алтарная часть использовалась под кассы. Двусветный четверик Казанского придела был разделён перекрытиями на два этажа. Всё церковное убранство и росписи стен были с большим тщанием уничтожены, исключение составила лишь дошедшая до нашего времени роспись недоступно высокого потолка четверика Казанского придела.

В декабре 1989 года в храме было восстановлено иконописание. Одна из ближайших учениц монахини Иулиании (Соколовой) - Ирина Ватагина стала одной из первых прихожанок маросейского храма и первым педагогом вновь открытой иконописной школы. Две иконописные школы, работающие в тесном сотрудничестве в мастерской храма, послужили основной базой для кафедры иконописи факультета церковных художеств, открывшейся в 1992 году в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете (ПСТГУ). 18 июля 1990 года Никольский храм был возвращён Русской Православной Церкви.

Первым настоятелем после открытия храма стал протоиерей Александр Куликов (1933–2009). С 2011 года настоятелем храма назначен протоиерей Николай Важнов.
Источники:
Белокуров С.А. Планы г. Москвы XVII века. Серия: Древнерусская картография, вып. I. Издание Комиссии печатания Государственных Грамот и Договоров, состоящей при Московском Главном Архиве Министерства Иностранных Дел. Типография Г. Лисснера и А. Гешеля. М. 1898.
Официальный сайт храма святителя Николая Чудотворца. . История храма - восстановление (1990-2010 гг.).
Паламарчук П.Г. Сорок сороков. М.: Книга и бизнес, Кром, 1995.
Портал pastvu.com.
Червяков А. У Николы в Клённиках. Литературная Россия : газета. 14.12.1990.
Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI—XVIII столетий. Т. 5.
© Vladimir d’Ar, 2022