Цепочка взаимосвязей
thor_2006 — 27.04.2023Идем дальше. К середине XV в. последствия кризиса, затронувшего европейский мир в середине предыдущего столетия (все всадинки Апокалипсиса налицо), были в значительной степени преодолены. Начинается подъем, затронувший как сферу экономики, так и демографии (или наоборот сперва демографию, потом экономику). В условиях примитивнйо агротехнологии расширение производства в основном, аграрном, секторе, можно только за счет экстенсивного пути - ergo, на повестке дня встает внешняя экспансия.
Эта экспансия и передел земель, завоевание Lebensraum'a и Platz an der Sonne, облегчается, с одной стороны, пресловутой "пороховой революцией", а с другой - отмеченным выше демографическим и экономическим ростом. Однако война в новых условиях стоит очень, очень дорого, и необходимость изыскивать средства для нее стимулирует, опять же, с одной стороны, поиски внутренних резервов ("люди - новое золото и серебро), а это невозможно без реорганизации системы управления и наращивания властной инфраструктуры для поиска и мобилизации скрывающихся во тьме внутренних ресурсов (и тут мы сталиваемся с проблемой - то, что нужно власти, не нужно обчеству), а с другой стороны - стимулирует внешнюю экспансию как наиболее легкий путь обеспечить необходимые поступления в казну за счет ограбления соседей ли (bellum se ipsum alet и не нужно ссориться с обчеством), колоний или кого-то еще. В итоге образуется своего рода автоколебательный контур, подпитывающий сам себя и меняющий и государство, и общество. Государство реорганизует административный аппарат, аппарат насилия, фискальную систему, законодательство, расширяя сферу своей юрисдикции, задумывается над вопросами поощрения развития эконокиим (здравствуй, меркантилизм, протекционизм и физиократия!), ставит себе на службу церковь и религию (опять же - здравствуй, конфессионализация и принцип Cujus regio, ejus religio - и вот перед нами классическая формула une loi, une foi, un roi) и предпринимает наступление на традиционное общество и его fueros, применяя принцип divide et impera, договариваясь с "политическим народом" за счет народа черного.
Результат - рыхлая, неконсолидированная, вполне себе традиционалистская патримониальная средневековая монархия сперва обращается в монархию "лоскутную", затем в военно-фискальную и, наконец, как вершина эволюции государства эпохи Ancien Régime - пресловутый "просвещенный абсолютизм".
А кто не сумел пройти этот пут до конца - того съели более удачливые соперники в этой гонке. Vae victus, и этот итог оказался, по большому счету, уже необратимым.
|
</> |