Цензура и воспитание, продолжение

После сказанного в предыдущем посте как раз поспевает вопрос упомянутой
культуры. Вернее, ее объектов. Литературы, кино – что показывать
детям, и даже – о ужас – что показывать взрослым. Я бы не
затормозила у кучи глины, которая многим напоминает кучу
экскрементов, ну или только чтобы «он оглянулся посмотреть не
оглянулась ли она, чтоб посмотреть…» на тех, кто смотрит на нее.
Девочки, представляете, а некоторые с ней даже фотографируются.
И вот искусство. Должно оно быть свободным или нет. Должен быть
доступ к его объектам свободен или нет. Ну и степень свободы.
Хочу для примера взять два известных фильма Ролана Быкова. Первый
- "Я сюда больше никогда не вернусь" и ыторой -
широко известный фильм "Чучело". Эти фильмы в свое время нашумели,
первый в узком кругу приемных родителей, второй куда более широко.
Отзывов тоже было очень много, но я хочу сказать о другом.
Первый фильм, данные беру из Википедии, и вот что там коротко
сказано: «Быков никак не мог найти девочку на главную роль, пока
однажды не увидел на телемарафоне, посвящённом детям, маленькую
девочку с косоглазием из Ташкента. Её судьба не сильно отличалась
от сценария. Отец избивал мать, когда она была беременна Ниной, а
бабушка попала в тюрьму после того, как попыталась защитить свою
дочь. Отец бросил мать с четырьмя детьми, и Нина попала в детский
дом. Поэтому Нина так убедительно сыграла свою героиню. После
съёмок девочка жила у Быковых, её прооперировали и исправили
косоглазие, потом она лечилась в разных санаториях…»
Сам Быков писал о фильме: «Я занят интенсивной, всегда интересующей
меня творческой жизнью. Но в последнее время работы мои как бы не
замечаются. В прежние годы достаточно было снять такой фильм, как
«Я сюда больше никогда не вернусь» («Люба»), чтобы о нем говорили
все. Сейчас об этом не написано ни строчки, а ведь фильм был
показан на нескольких фестивалях. Можно было заметить хотя бы
работу Георгия Рерберга. Картина снята божественно».
Я посмотрела это фильм лет десять назад на занятиях школы приемных
родителей ШПР. Помню, в каком черном шоке были нежные и
восторженные души кандидатов в приемные родители, наивно мечтающих
спасти ребеночка. Им показали, кого и из чего им предстоит спасать.
И это, конечно, хорошо, наглядно, доходчиво на них сказалось. Хоть
фильм этот и чернуха. Именно потому.
Тем не менее, меня перевернуло другое.
Ребенок. Ребенок, которого поставили это играть, дубль за дублем
повторять то чудовищное, что девочка, несчастная не только своей
судьбой, но еще и тем, что ее нашел известный режиссер, должна была
повторять. Она потом пожила у Быковых, а этого делать с такими
детьми нельзя, это преступление – взять пожить, а потом обратно
вернуть. Даже если лечили-учили, все равно. Это в тысячу раз хуже,
чем судьба Элизы из «Моей прекрасной леди». Но первое преступление
режиссера ("даешь свободу искусству и нет цензуре") — это роль
девочки. И я сейчас чувствую свое бессилие, потому что не могу
доказать того, что очевидно для меня.
Все действия, которые (за будущее «пожить» и «полечить», прежде чем
его выкинут обратно) выполнял этот ребенок навсегда въелись
помноженными в ее мозг. При этом ребенок ничего не знал про
"пожить-полечить", это режиссер таким образом свобдил счеты со
своей совестью. А мне доводилось доставать из глубин потрясенной
детской психики подобные вещи. Так вот то, что сделал Быков с этим
ребенком, не могло потом изгладиться из его судьбы ничем. А если
мне кто-то скажет, что девочка после съемок нормально жила, я даже
говорить с этим человеком не стану, ибо он попросту не в курсе
того, что производит с ребенком такие вещи. То, что эта девочка
переносила в реале, Быков, которому точно цензура не попутчик,
многократно помножил и закрепил. И вот вопрос: стоит ли судьба,
душа одного, и без того изломанного ребенка, наглядности материала
для приемных родителей, в кругу которых, в общем, это фильм в
результате и остался? Это при том, что существует много способов
познакомить их с проблемой. Напомню о сказанном выше: фильм был
снят ради того, чтобы привлечь внимание публики. А девочка была –
расходный материал.
И другой фильм. Там благополучный, здоровый с крепкой психикой
ребенок (Кристина Орбакайте) неплохо играет девочку, подвергшуюся
травле. Часто в описании этого фильма мы читаем, что он
предназначен для семейного просмотра. Но я с этим не согласна.
О фильме в Википедии написано интересно: ««Чучело» стал откровением
для кинозрителей СССР, так как являлся одним из первых фильмов, в
котором советские школьники были показаны антагонистами. Фильм
также вызвал широкий общественный резонанс и обширные дискуссии в
СМИ: одни требовали уничтожить работу Быкова как «опозорившую честь
советских детей», другие, наоборот, восхваляли режиссёра за такую
«дерзость» и утверждали, что изображённая картина весьма
реальна»
Нет мне никакого дела до "чести советских детей" в этом конкретном
смысле, я не о такой цензуре говорю. Эта картина дерзка, но не
правдива, так показать общество мог только человек, ненавидящий это
самое общество, ну, или любящий себя в разы сильнее. Опять-таки, я
не рассуждаю о том, как совмещаются такие прекрасные фработы как
"Айболит", "Буратино", "Про Красную шапочку" и многие другие с
такими вот... двумя. Так же как гений и злодейство, что
очевидно.
Я бы рекомендовала "Чучело" к просмотру только взрослыми людьми.
Я бы использовала эт укартину как обязательную для педагогов, чтобы
они увидели, какой ничтожной может быть их роль и какими
чудовищными последствия этой ничтожности. Я бы показывала этот
фильм родителям, чтобы их посетило откровение: их дети тоже могут
ненавидеть и презирать своих мам и пап. Я бы с ним, как с
материалом для взрослых, работала. Но никогда я не стала бы
показывать этот фильм детям, если им еще не исполнилось хотя бы14
лет. Даже и потом я не оставила бы их наедине с этой лентой, а до
четырнадцати не допустила бы к ней совсем. Моя цензура — это моя
ответственность перед каждым ребенком, перед которым взрослый
человек в принципе открывает рот. Или которому предъявляет некую
картину человеческой деятельности - в любом виде.
Чему может научить ребенка фильм «Чучело»? Взрослых в жизни этих
детей нет. Педагоги у них пусты. Родители невежественны и
мимолетны, причем, как константа, как статика. Будущего у этих
детей нет, их, и правда, по словам одной из героинь, пора
показывать в зверинце, настолько они изуродованы своими взрослыми.
Даже увлеченный дедушка, которого играет Юрий Никулин, живущий
ценностями прошлого, живет «мимо» своей внучки, не предполагая ее
ежедневной казни.
Одиночество и ужас. Отсутствие будущего. И полное непонимание
детской души взрослыми, которые пригласят детей посмотреть это
фильм из-за чего угодно: чтобы научить, что в школе может быть
травля, или что красивый мальчик необязательно герой, или что толпа
превращает людей в животных, даже если эти люди - дети. Чему угодно
еще может захотеть взрослый научить своего ребенка. Но потрясение
от дикости всех персонажей этого фильма проникнет в душу этого
ребенка и поселится в ней бессловесным кошмаром, куда более
страшным, чем все остальное, что в этом фильме происходит.
Вы так не думаете? Хорошо. Допустим, ваш ребенок задаст вам вопрос.
Хуже если посмотрит и ничего не спросит, это не зерно в его душу
посеяли, это булыжником в нее бросили, и булыжник попал вглубь
остался там, и может быть перекрыл путь чему-то по-настоящему
важному. Но допустим, ребенок все-таки задаст вопрос о детях из
фильма: "Почему они такие"? И что вы ответите? Потому что
дети, они... что? Да нет же. Потому что взрослые. Дети всегда
потому что взрослые. А взрослые в этой картине все до одного.
Как в фильме совсем другого режиссера - Ларса фон Триера "Догвиль",
помните? И дальше всё. Приехали, ничего вы не сможете сказать, в
этом фильме нет ни одного нормального человека, и кроме пустого и
нудного "так нельзя" опереться вам будет не на что. И я тут не
говорю о том, как это бывало на самом деле.
Но тогда как объяснять детям это все, спросите вы. Трудно, но
можно, я этим занималась еще в недавнем прошлом, рассказывала, но
время мое кончается и сейчас не об этом речь. Я говорю о том, что
цензура, что отбор, что фильтры должны быть и они должны быть
продуманными. Я говорю, в частности, что фильм "Чучело" для детей
не предназначен.
Может ли быть высокой цензура? Не свысока кресла и номенклатурного
права, а с высоты образования и глубинного понимания процессов?
Можно ли вынудить людей думать? Сколько должно быть жертв, чтобы
общество спохватилось?
Посмотрите этому ребенку в глаза. Чему вы хотите его научить? Вы
знаете, где его мысли? А где ваши? Вы вот это сейчас сказали, чтобы
что?
|
</> |