Ценность образования
albetina — 07.02.2022Наконец-то хоть одна хорошая новость. А то все какие-то страсти про корону, про нападение России на Украину, про очередное убийство в арабском секторе, про попытки теракта и все в таком же духе. И не то, чтобы я об этом не знала, но тут все по науке — люди провели исследование и обнародовали эти данные, так что теперь это не только мои личные впечатления. А то недавно одна юзерша, подвизающаяся на русскоязычных новостных сайтах, некая miriam rosentul, договорилась до того, что русскоязычные пенсионеры живут гораздо лучше, чем их дети и внуки. Ну, с этой мадам все давно ясно — она лютой ненавистью ненавидит русскоязычных и постоянно поливает их грязью.
А так посмотришь на детей из своего окружения — друзей, знакомых, коллег или родственников — у всех сплошные PhD и постдоки, кто-то за границей трудится, кто-то и в Израиле прекрасно устроен, работают в хайтеке, медицине, преподают в университетах, занимают профессорские должности.
Исследователи обнаружили, что только «русские» в Израиле ведут себя как классические иммигранты, то есть, терпя лишения сами, дают детям мощный «толчок наверх». В то время как в остальных общинах дети, невзирая на все выравнивающие усилия государства, в основном, «наследуют» статус родителей, «русские» так называемого «полуторного поколения» обгоняют не только родителей, но и коренных израильтян.
Вот эта понимание ценности образования присуще не только «русским», приехавшим в Израиль, оно и в СССР было свойственно практически всем. В семьях, где у родителей было высшее образование, вопрос об образовании детей даже не обсуждался — это подразумевалось само собой: после школы сразу в институт. Но с нами учились и дети из семей, где родители были вообще без образования, то есть и для них образование являлось безусловным приоритетом.
Если сравнивать уровни зарплаты выходцев из семей одного социально-экономического статуса, русскоязычные израильтяне оказываются абсорлютными лидерами Израиля — не только женщины, но и мужчины. Аналогичный результат получается и при сопоставлении зарплат для данного уровня образования: «русские» используют свои дипломы эффективнее всех, ни в одной дугой общине нет столь четкой связи между уровнем образования и уровнем зарплаты.
Но затем исследователи не преминули добавить ложку дегтя в идиллическую картину, видимо, решили, что уж слишком все выглядело оптимистично:
Оценивать эти данные можно по-разному — далеко не все уверены в благотворности повышенной нацеленности на успех детей, такое воспитание неизбежно имеет свою психологическую цену.
Очень интересно, что они подразумевают под этой «психологической ценой». Что из-за напряженной учебы у детей не остается времени на развлечения - ночные клубы, наркотики, алкоголь? Ну что ж. Те, кто не мыслит себе жизни без таких развлечений, пусть работают курьерами, торгуют овощами на рынке и продают биг-маки в Макдональдсе.
Еще интересный пассаж:
Тот факт, например, что «русские» юноши и девушки, в отличие от ашкеназских сверстников, не идут учиться на гуманитарные факультеты и выбирают только «хорошо окупающиеся» специальности, не выглядит таким уж комплиментом для нашей общины, — это можно расценить и как проявление своего рода «посттравматического синдрома», полученного детьми в атмосфере эмигрантской борьбы за выживание.
Уж не знают, как еще пнуть русскоязычных, а то что-то у них все слишком хорошо. По мнению исследователей, стремление получить образование — это, выходит, «постравматический синдром». Смешно. Да останься их родители в Союзе, все равно бы их дети пошли бы в университеты.
А вот то, что русскоязычные дети не идут учиться на гуманитарные факультеты, это, я думаю, уже влияние родителей, которые быстро разъяснили, что такое это гуманитарное образование и почему оно им совершенно не нужно.
У меня в Казани была парочка знакомых девушек, которые закончили филологический факультет. Оттуда дорога была только в школу или в аспирантуру. В аспирантуру принимали считанные единицы студентов, а в школу далеко не все хотели идти преподавать, это все-таки тяжелый труд. И вот они после окончания института шли работать секретаршами или на какие-то мелкие административные должности. Но зато грамотно писали и за это их ценили. Но ценность этого гуманитарного образования приближалась к нулю.
|
</> |