Цели и идеалы девушек - эволюция за 150 лет
trim_c — 11.07.2018 Катерина МурашоваИсследование-опрос девушек-гимназисток проводилось в 1914 году, в одной из гимназий на окраине Москвы. Заведение было «демократичным» и по составу учениц, и по составу педагогов. Опрошено было 145 гимназисток старших классов, но далеко не все они ответили на все вопросы.
Почти половина девушек, оканчивающих гимназию, хотели продолжить образование и стать учителями. Мотивировка выбора почти всегда альтруистическая: «Буду учить крестьянских детей. Пускай я буду терпеть лишения всякие, но все-таки буду, буду учить бедных крестьянских детей».
Приблизительно каждая пятая из опрошенных гимназисток хотела в будущем стать врачом. Здесь активная гражданская позиция еще явственней: «Хочу быть доктором, чтобы бежать на первый зов бедняка», «Я выросла в деревне и вокруг себя часто видела беды. Вот почему я хочу сделаться доктором, чтобы помогать этим несчастным крестьянам, у которых такие дивные и честные души», «Профессия врача, но не из-за наживы. Хочется поехать в глушь, где нет ни школ, ни лечебниц, и там помогать крестьянам. Умереть на этом поприще — вот мой идеал».
Вообще удивителен процент эскапистских настроений. 40% опрошенных девушек в той или иной форме высказывают желание «совсем куда-нибудь уехать». Причем надо понимать: большинство из них хотят не за границу или в столицу в поисках лучшей жизни, а наоборот, «в глушь», туда, где смогут принести больше пользы (как они ее понимают) нуждающимся, униженным, оскорбленным, обществу в целом.
Были и практически ориентированные девицы, но общественный альтруизм, безусловно, преобладал. Девушки не хотели жить в обыденности, ярко и решительно осуждали общество потребления, которое они называли «мещанством» и «пошлостью» обыкновенной жизни. «Я желаю приносить кому-нибудь пользу», «служить на пользу моему народу», «жить на пользу других» — анкеты пестрят такими высказываниями. И что-то мне подсказывает: девушки отнюдь не лукавили. Они действительно так думали и чувствовали.
Четыре процента опрошенных девушек хотели стать артистками.
И вот наконец самое странное: процент девиц, видящих свои идеалы в традиционной семье, реализацию себя в роли жены и матери. Один процент. «Хочу быть женой офицера, так как люблю военных». Это — исключение.
Напоминаю, что это результаты опроса девушек 16–18 лет. Окраина Москвы (Москва — не столичный город), самая обыкновенная гимназия. Понимаете ли вы теперь, уважаемые читатели, как выглядит готовность общества к общественным переменам и жгучее желание их? Они не знали, но ведь мы-то с вами знаем, что было потом, буквально сразу после того, как эти гимназистки аккуратным девичьим почерком заполняли свои листочки. Мировая война, газовые атаки, ужасные жертвы, массовое одичание людей, которые еще буквально накануне гордились своей «продвинутой» цивилизованностью. Две русских революции, Гражданская война в России.
Хотя я многократно читал о подобном в произведениях русской литературы,но я даже представить себе не мог масштабов явления.
Чтобы такую позицию занимало решительное большинство, да еще и среди девушек, всегда бывших практичнее молодых людей - это поистине потрясает. Эта страна безусловно заслуживала гораздо лучшей участи, чем та, что ее постигла.
Но хочу обратить прежде всего внимание украинцев: совершенно прекрасное, в высшей степени преданное идеалам социальной справедливости и патриотизма образованное сословие, молодежь просто восхитительная.
Но жадный и бездарный, разложившийся правящий класс.
И какая судьба постигла страну - она распалась и породила на оставшейся территории подлинного монстра - государство Сталина.
И мы должны сделать отсюда выводы, просто обязаны.
PS Аналогичный опрос современных российских девочек показал вполне ожидаемую картину практицизма и традиций: хочу замуж, хочу семью, вне семьи у женщины не может быть счастья, хочу достатка, без денег не может быть счастья...
В общем, весьма обычная картина
|
</> |