Царство Урарту. Наследие древней Армении
galik_123 — 22.11.2023 Искусственные параллели по средамВ Пушкинском музее - сразу несколько интереснейших выставок. Одна из них достойна внимания тех, кто увлекается историей Древнего мира и часто заглядывает в Египетский и Ассирийский залы Музея изобразительных искусств. Это совместная выставка ведущих музеев России и Армении, посвященная истории культуры древней Армении. Она приурочена к 100-летнему юбилею со дня рождения Светланы Измайловны Ходжаш (1923-2008), заведующей отделом Древнего Востока (1964-2008) и многолетнего руководителя отряда Пушкинского музея (1959-1978) в составе совместной экспедиции в Эребуни. С.И. Ходжаш участвовала в раскопках царства Урарту почти 20 лет.
В первом разделе представлены памятники культуры доурартских племен - самобытное искусство Армении II-I тысячелетий до н.э. Ученые-археологи называют этот период бронзовым веком или эпохой бронзы. Древние жители, населявшие Армянское нагорье, были индоевропейцами, близкородственными тем, которые населяли Европу и часть Азии.
На основе культур расписной керамики эпохи средней бронзы в Армении сложилась новая культура, которая затем распространилась почти на всю территорию Армянского нагорья - лчашен-мецаморская культура. Называется эта культура так по названиям села Лчашен в Армении у озера Севан и поселения Мецамор у Еревана.
Сосуд с орнаментом. Лчашен-мецаморская (этиунская) культура, VIII-VII века до н.э. Эребуни (холм Арин-Берд). Глина. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Эта статуэтка - деталь украшения колесницы, запряжённой парой коней. Она была обнаружена в 2014 году в результате раскопок курганного могильника позднего бронзового века.
Статуэтка кабана. Лчашен-мецаморская (этиунская) культура, рубеж XV-XIV вв. до н.э. Гехарот. Бронза. Музей истории Армении, Ереван
Отдельную группу образуют антропоморфные изображения в головных уборах (шапках, шлемах). Эти археологические раскопы позволяют предположить, что подобные скульптуры эпох поздней бронзы и раннего железа были связаны с погребальным культом, например могли служить надгробием.
Скульптура в виде мужской головы. Лчашен-мецаморская (этиунская) культура, XI-VIII века до н.э. Двин, туф. Историко-археологический музей-заповедник Эребуни, Ереван
Голова статуэтки (VIII век до н.э.) и скульптурная голова неизвестного бога (VIII век до н.э.)
Второй, центральный раздел экспозиции, посвящен культуре государства Урарту, которое принесло на территорию нагорья письменность и искусство, основанные на богатых традициях Месопотамии. В период VIII-VII веков до н.э. урартское искусство переживает подлинный расцвет; в это время создаются великолепные произведения монументальной живописи, металлопластики, скульптуры, ювелирного искусства, керамики и глиптики.
Фрагмент гравированного пояса. Урарту. VIII в. до н.э. Гюмри. Бронза. Музей истории Армении, Ереван.
Памятники, вошедшие в этот раздел экспозиции, были найдены при раскопках урартских крепостей Эребуни, Аргиштихинили и Тейшебаини. В зале представлены предметы быта, детали вооружения, фрагменты произведений искусства и многое другое.
Фрагменты колчана с линейным орнаментом. Урарту. VIII-VII вв. до н.э. Тейшебаини. Бронза. ГМИИ. Колчан с посвятительной клинописной надписью царя Сардури II. Урарту. 756 – около 730 года до н.э. Тейшебаини. Бронза. Музей истории Армении, Ереван. - Фрагмент колчана со стрелами. Урарту. VIII в. до н.э. Ереван, Биайнская гробница. Бронза, железо. Историко-археологический музей-заповедник «Эребуни», Ереван
Щит с посвятительной надписью царя Русы I, сына Сардури. Урарту. 730 – около 713 года до н.э. Тейшебаини. Бронза. Музей истории Армении, Ереван
Шлем с изображением трезубца. Урарту. VIII-VII вв. до н.э. ГМИИ. - Шлем с надписью царя Сардури II. Урарту. 756 – около 730 года до н.э. Музей истории Армении, Ереван. Оба: Тейшебаини. Бронза
Урарты во многом пытались подражать ассирийцам и их древней культуре. Главным заимствованием урартов стала письменность - ассирийская клинопись. Поэтому урартская культура относится к кругу клинописных культур Передней Азии, а урартоведение является частью науки ассириологии.
Плиты с царской надписью Сардури II. Урарту, вторая половина VII века до н.э. Тей шебаини (холм Кармир-Блур). Музей истории Армении, Ереван
Представленная на выставке плита с надписью Ашшурнацирапала II, в которой ассирийский царь повествует в том числе о походе на страны Наири (Урарту), служит примером сходства внешнего вида знаков урартского и новоассирийского письма.
Клинопись - это словесно-слоговая система письма: каждый знак обозначает либо слог, либо отдельное слово, причем каждый знак обладает сразу несколькими слоговыми и словесными значениями. Несмотря на то что урартский язык образует отдельную языковую семью вместе с хурритским и не имеет доказанных связей с другими языками (в том числе с шумерским и аккадским, которые использовали клинопись еще с III тысячелетия до н.э.), урарты, как и многие другие народы древней Передней Азии, смогли адаптировать клинопись, хотя и в довольно упрощенном виде, для записи своего языка. Тем не менее письменность имела очень узкую область применения: большая часть памятников на урартском языке - это стандартизированные царские надписи. Интересно отметить, что корни некоторых слов армянского языка схожи с корнями урартского, что свидетельствует о языковых контактах и заимствованиях.
Вот что написано на этой плите:
[Дворец Ашшурнацирапала, великого царя, могучего царя, царя вселенной, царя Ассирии, сына Тукульти-Нинурты (II), великого царя, могучего царя, царя вселенной, царя Ас]сирии, сына Ададнирари (II), (который тоже был) великим царем, могучим царем, царем вселенной, царем Ассирии; [отважный муж, который совершает деяния при поддержке Ашшура, своего господина], и не имеет равных [среди правителей четырех сторон света], изумительный пастырь, [бесстрашный в битве, могучий паводок, не имеющий соперника, царь, который к своим ногам] склонил [(земли) от противоположного берега] Тигра до Ливанских гор и [Великого] моря, [страну Лаку и ее окрестности, страну Суху вместе со страной Рапику; завоевал] (земли) от истоков реки Субнат [до внутренних районов страны Нирбу; в границы своей страны я включил (земли) от проходов гор Кирруру до страны Гильзану], от противоположного берега Нижнего Заба [до города Тиль-Бари, который выше по течению от страны Забан, от города Тиль-ша-Абтани до города Тиль-ша-Заб]дани, город Хириму, город Харуту - крепости [страны Кардуниаш (Вавилонии)]; я распростер свою власть над всей совокуп[ностью обширных стран Наири (Урарту)]. Город Кальху я подверг обновлению. [Посреди него я возвел] дворец [моего господства]. Я построил [этот дворец] навеки [на удивление правителей и царевичей и] великолепно украсил его. [Я сделал (статуи) горных и морских зверей из белого известняка и алебастра-парутуи] поставил в его дверных проходах.
Котёл с парой ручек и украшениями в виде птиц. Урарту. VII вв. до н.э. Лори-Берд. Бронза. Музей истории Армении, Ереван
Кубок был найден в могильнике Лори-Берд, который отличается богатейшим материалом, поскольку захоронения продолжались здесь непрерывно с XXII до V века до н.э. В нём были обнаружены, кроме изделий местного производства, урартские и ассирийские и скифские предметы. Данный сосуд изготовлен из цельной серебряной пластины.
Кубок с изображениями всадников. Позднеурартский или постурартский период, VII-VI века до н.э. Лори-Берд. Серебро. Музей истории Армении, Ереван
Керамика, создававшаяся на гончарном круге, весьма разнообразна по форме, технике изготовления и орнаментации. Одна из типичных форм урартских сосудов - большой карас для хранения вина или зерна. Такие сосуды зарывали в землю, чтобы сохранить продукты свежими, в особых кладовых, найденных во многих крепостях. Традиционная урартская керамика представлена краснолощеными сосудами высокого качества с ангобом и блестящей поверхностью. К этому типу относятся одноручные кувшины, чаши и блюда, кубки, крупные кувшины без ручек и светильники.
Расписной кубок в виде сапога. Урарту. VII в. до н.э. Тейшебаини. Глина. Музей истории Армении, Ереван.
На территории Армении урартская керамика испытала влияние местных гончарных традиции и потому несколько отличается от урартской керамики других регионов. Она могла быть нелощеной, но почти всегда украшалась орнаментом. К этому типу относятся парадные орнаментированные сосуды и бытовая посуда, в том числе сосуды для приготовления сыра и пива. Парадная керамика представлена на выставке редчайшими расписными сосудами - ритоном в форме птицы, кубками в виде сапога и аском, форма которого восходит к средиземноморским сосудам.
Расписной сосуд типа аск. Урарту. VIII-VII вв. до н.э. Тейшебаини. Глина, краска. Музей истории Армении, Ереван
После исчезновения Урарту наследие этого царства становится фундаментом на который опиралась в своем развитии древнеармянская культура эпохи Ервандидов, представленная в третьем разделе выставки памятниками живописи, торевтики и керамики из бывших урартских центров (VI-IV века до н.э.).
Орнаментированный сосуд с дугообразной ручкой. Одноручный сосуд с трубчатым носиком. Постураратский период, VII-VI века до н.э. Эребуни. Глина. Историко-археологический музей-заповедник Эребуни, Ереван
Пример орнамента
Статуэтка воина. Постураратский период, VI-V века до н.э. Айрум. Бронза. Музей истории Армении, Ереван
Статуэтка воина. Постураратский период, VI-V века до н.э. Айрум. Бронза. Музей истории Армении, Ереван
Ритон со скульптурной головой быка. Постурартский период, VI-V в. до н.э. Аргиштихинили (около современного Армавира). Глина. Музей истории Армении, Ереван
Некоторые типы керамики, обнаруженной в Эребуни (особенно двуручные кувшины), напоминают керамику, характерную для мидийских памятников. Такие кувшины можно увидеть в экспозиции.
Двуручные кувшины с геометрическим орнаментом. Постураратский период, VII-VI века до н.э. Эребуни. Глина. Музей истории Армении, Ереван
Четвертый раздел выставки посвящен истории сотрудничества Армении и России в изучении древней Армении - совместным археологическим экспедициям 1939-1971 годов на холме Кармир-Блур и 1952-1978 годов на холме Арин-Берд, где располагалась крепость Эребуни. Самые значимые находки обеих экспедиций и сохранившиеся архивные материалы вошли в экспозицию.
Графическая реконструкция общего вида храма Халди в Эребуни, 1953-1960-е. Совместная экспедиция Института истории АН Армянской ССР и ГМИИ им. А.С. Пушкина в Эребуни. Бумага, карандаш. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Изучение культуры Урарту в ГМИИ им. А.С. Пушкина началось после Великой Отечественной войны. Московская школа урартоведения сформировалась благодаря выдающемуся исследователю Урарту, археологу и востоковеду Б. Б. Пиотровскому, обучившему специалистов Пушкинского музея методике раскопок урартских памятников на примере холма Кармир-Блур. В 1949 году научные сотрудники отдела Древнего Востока И.М. Лосева и Р.И. Рубинштейн были отправлены в Армению для участия в раскопках на Кармир-Блуре и выбора нового археологического памятника для исследований. Наиболее перспективным для раскопок оказался холм Арин-Берд, где была найдена клинописная надпись царя Аргишти I. Эта надпись хранится сейчас в Историческом музее и представлена во втором разделе выставки.
Совместная археологическая экспедиция Академии наук Армянской ССР и ГМИИ им. А.С. Пушкина во главе с архитектором К.Л. Оганесяном начала раскопки урартской крепости Эребуни на холме Арин-Берд в 1952 году. Этому важному событию предшествовали разведывательные раскопки на Арин-Берде в 1950-1951 годах, проведенные отрядом Кармир-Блурской экспедиции. Музейный отряд возглавила И.М. Лосева, а с 1959 года - С.И. Ходжаш. В ходе раскопок 1952-1978 годов был обнаружен масштабный комплекс из храмов и дворца с парадными и служебными помещениями.
Орест Георгиевич Бетехтин (1928-2020). Кармир-Блур. Кладовые №2 и 3, 1951 (август). Холст, масло. Эрмитаж
Орест Георгиевич Бетехтин (1928-2020). Урартская башня, 1951 (август). Холст, масло. Эрмитаж
Орест Георгиевич Бетехтин (1928-2020). Раскопки на Кармир-Блуре, 1951 (август). Холст, масло. Эрмитаж
Орест Георгиевич Бетехтин (1928-2020). Кармир-Блур. Кладовые №28, 1951 (август). Холст, масло. Эрмитаж
Большинство парадных построек Эребуни было богато украшено монументальной живописью. Поскольку ни в одном другом городе Передней Азии не сохранилось столько настенной живописи, росписи Эребуни по праву можно считать уникальной находкой. Особая ценность крепости, в которой сохранились следы урартской и постурартской культур, - в ее многослойности. В отделе рукописей Пушкинского музея хранятся результаты многолетних работ на Арин-Берде - архив отряда музея: полевые дневники, фото-альбомы, графические реконструкции, акварельные зарисовки, генеральные планы раскопа и инвентарные карточки находок. Архив сохранился благодаря С.И. Ходжаш и ее соратнице по раскопкам А.А. Демской, которая его систематизировала.
Фрагменты росписей с изображением мужских фигур. Урарту. VII век до н.э. Эребуни. Глина, штукатурка, краска. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Исследования культуры Урарту в Пушкинском музее продолжились уже в XXI веке. В 2017 году начался совместный с ГосНИИР проект по изучению и реставрации уникальной коллекции живописи Эребуни, который поддержал меценат музея В.Э. Карташян. Исследования культуры Урарту продолжаются и сегодня. На выставке представлены результаты проекта по изучению и реставрации монументальных росписей Эребуни из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, проводившегося совместно с Государственным научно-исследовательским институтом реставрации.
Часть многоярусной живописной композиции с центральной фигурой коленопреклоненного быка, большой зал дворца Аргишти I в Эребуни. VIII–VII века до н.э. ГМИИ имени А.С. Пушкина.
В рамках этого проекта были проведены анализы состава пигментов и штукатурной основы в лабораториях ГосНИИР; специалистами были отреставрированы 30 фрагментов росписей; открыты новые живописные слои. Результаты этого проекта представлены на выставке.
Зарисовка фрагмента росписи с изображением мужской головы, 1962. Совместная экспедиция Института истории АН Армянской ССР и ГМИИ им. А.С. Пушкина в Эребуни. Бумага, акварель. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Историки давно пытаются определить время появления государства Армения. Сейчас для решения этой проблемы привлекаются как письменные, так и археологические источники. По всей вероятности, именно Армения под названием Урашту засвидетельствована на древнейшей вавилонской карте мира (около 600 года до н.э.). Это единственная страна из упомянутых на карте, которая существует по сей день.
Выставка будет работать до 28 января 2024 года.
Источники информации - кураторский текст на стендах и этикетаж
|
</> |