Царский кафтан с драконом
selyanka1 — 10.08.2021Древности Российского государства..., отд. IV, лист № 19, Москва, 1851. Левинсон-Нечаева М.Н. Одежда и ткани XVI-XVII веков
В собрании Оружейной палаты хранится единственный в своем роде кафтан восточного покроя с изображениями сцены борьбы человека с драконом.
Сшит он из редкой иранской ткани - камки кизылбашской (иранской) насыщенного голубого цвета с тканными яркими шелками.
Позади этих фигур изображено дерево с сидящей на нем фантастической птицей.
На голове у мужчины тюрбан, типичный для времен шаха Аббаса I (1587-1628).
Сюжет этой сцены заимствован из легенд об Александре Македонском, по-ирански Искандере, из книги Искандер-Намэ
В манере изображений птицы и дракона явно сказывается влияние китайского искусства.
Ткань замечательна по красоте цветовых сочетаний, своеобразию узора и по своей добротности.
Неизвестно в точности, кому принадлежал описанный кафтан, но по стилистическим признакам и по характеру узора он, несомненно, относится к последней четверти XVI века.
В 1588 году иранские послы поднесли царю Федору Ивановичу (сыну Ивана Грозного) много шелковых материй со сценами охоты, например, "камка кизылбашская, шелк бел да черн, на конях люди, промеж людей барсы имают козы".
А в 1590 году среди подарков гилянского царя Ахмета, присланных "конюшенному боярину Борису Федоровичу", находилась одежда "платно кизылбашское, делано золотом да серебром с шелки, по нем круги. А в кругах люди на конях, а иные пешие, да звери и птицы" (Гилян - иранская провинция на юго-западном побережье Каспийского моря).
Вполне возможно, что кафтан с изображением Искандера находился в царской казне с XVI или начала XVII века, тем более что такого рода ткань с изображением человеческих фигур была и среди даров, присланных шахом Аббасом I царю Михаилу в 1626 году (то есть подобная одежда в течение нескольких десятилетий была при дворе вполне типичной)
Поскольку в России этот кафтан - единственный сохранившийся с подобным рисунком, покажу похожий рисунок другой ткани
Описание с сайта музея: Считается, что этот бархатный фрагмент когда-то являлся частью интерьера палатки, которую использовал Кара Мустафа-паша во время второй османской осады Вены в 1683 году. Палатка, вероятно, была захвачена у турецкой армии в качестве военной добычи. Эти типы бархата Сефевидов также использовались для изготовления мебели, подушек и церемониальных одежд и производились в королевской мастерской в Тебризе. Двор Сефевидов предпочитал фигурные бархаты, изображавшие охоту, развлекательную страсть персидской королевской семьи или, в некоторых случаях, сцены из поэтических текстов. В этом фрагменте присутствует повторяющийся мотив - молодой герой бросает камень в дракона, за которым наблюдают две птицы на соседнем дереве.
|
</> |