Царь Давид во Флоренции


Ровно 523 лет назад, 16 августа 1501 года, 26-летний, уже к этому времени известный скульптор Микеланджело Буонарроти заключил контракт на создание в течение двух с небольшим лет статуи ветхозаветного царя Давида. Материалом служила глыба мрамора более 5 метров высотой и весом свыше 3 тонн.
В начале лета им был подписан другой договор — о создании 15 скульптур святых и апостолов для кафедрального собора Сиены. Заказ был выгодным, гонорар намного превышал вознаграждение за все прежние его работы, но очень скоро Микеланджело к этой затее охладел. Высота каждой фигуры, размещавшейся в нише, должна была быть метр с небольшим. Своим друзьям он заявил, что не для того появился на свет, чтобы ваять карликов. Сиенский заказ вместе с готовыми эскизами для каждой скульптуры удалось передать другому мастеру.
Сам Микеланджело думал о глыбе мрамора, появившейся во Флоренции в год его рождения. За нее брались несколько мастеров, именем одного из них, Дуччо, даже ее назвали, но все бросали работу, не справившись с непокорным камнем. Приезжал посмотреть на глыбу Дуччо даже великий Леонардо да Винчи, но счел мрамор безнадежно загубленным.
Узнав об интересе Микеланджело, поддержал скульптора правитель Флоренции Пьеро Содерини. Только он хотел видеть Давида–триумфатора с поверженным Голиафом у его ног. Скульптор видел образ другим и сумел убедить в своей правоте заказчика. Его герой должен был предстать в канун великого подвига с горящим от гнева взором и легкой тенью закравшегося в душу сомнения перед решающей схваткой.
Однажды посмотреть на ход работ пришел Содерини. Походив вокруг, он сказал скульптору: «Не кажется ли тебе, что у Давида нос толстоват?» Микеланджело спорить не стал, взял горсть мраморной крошки и поднялся на мостки. Сделав вид, что работает резцом, он понемногу стал сыпать вниз мраморную пыль. Довольный Содерини снизу крикнул: «Теперь твой Давид мне нравится куда больше, словно ты вдохнул в него жизнь». «Он обязан ею вам», — не без иронии ответил скульптор.
Флорентийцы прозвали беломраморное изваяние Гигантом. Сначала был созван совет, решавший, где разместить статую. Потом встала задача, как в целости и сохранности переместить ее ко дворцу Синьории, месту заседания городского совета. Был рассчитан весь маршрут движения, учтена высота каждой арки по пути, каждая выбоина по дороге. Бригада из сорока грузчиков в течение 4 дней вела по каткам удерживаемую в подвешенном состоянии в специальной клетке статую Давида. Сотня стражников сдерживала зевак, а по ночам защищала скульптуру от попыток забросать Давида камнями, которые предпринимала ханжески настроенная часть горожан.
18 мая 1504 года Давид занял свое место на площади, став символом защитника города и всей эпохи. Его взор был устремлен на юг, откуда постоянно исходила угроза для Флоренции.
Эта статуя впечатляет не только выразительностью формы, но и смелостью молодого художника, дерзнувшего изобразить библейского героя полностью обнажённым. У многих жителей города это вызвало неприятие, тем не менее статуя стала олицетворением гордости флорентийцев, сражавшихся в то время с врагами республики.
(На заглавной картинке: Себастьяно дель Пьомбо, Портрет Микеланджело, около 1520 г., масло на панели)
|
</> |