
БУЛГАКОВ 133


Один из пяти (на мой, только на мой взгляд) прозаических гениев XX века:
Шолохов, Леонов, Платонов, Газданов и он.
(Чехов, Горький и даже А.Н.Толстой у меня втайне числятся как выходцы из XIX века).
У Булгакова я более всего люблю «Записки юного врача», «Морфий», несколько других рассказов и «Театральный роман»; хотя он весь замечателен, конечно.
Помню, стоял в московской очереди на какую-то выставку, а рядом стояли два молодых человека, типично либеральной внешности и один другому рассказывает: «…понятно, почему при «совке» Булгаков был под запретом».
В СССР действительно не хотели издавать «Роковые яйца», тем не менее, вспомним хотя бы элементарное - лучшие экранизации Булгакова - советские.
«Бег» (реж. А. Алов и В. Наумов, 1970 год) — по пьесе «Бег», роману «Белая гвардия» и оперному либретто «Чёрное море»;
«Иван Васильевич меняет профессию» (реж. Леонид Гайдай, 1973 год) — по пьесе «Иван Васильевич»;
«Дни Турбиных» (реж. Владимир Басов, 1976 год) — по одноимённой пьесе, созданной Булгаковым на базе собственного романа «Белая гвардия»;
«Собачье сердце» (реж. Владимир Бортко, 1988 год) — по одноимённой повести.
Столь же удачным (на мой вкус) стал после распада СССР только фильм «Морфий» (реж. Алексей Балабанов, 2008 год).
Впрочем, это уже о другом разговор.
«Запрещенный писатель», фильмы по которому знала натурально вся страна, десятки миллионов людей - при чем фильмы ещё и о белогвардейцах - крайне симпатичных и очень душевных.
Кто-то, кстати, помнит картины последних лет, где в постсоветском кино так же трепетно поданы красные комиссары и революционные матросы? Чтоб их вся страна полюбила?
…это я ещё не сказал, что в СССР были и другие фильмы по Булгакову: «Последние дни» (1968), «Всего несколько слов в честь господина де Мольера» (1973), «История болезни» и «Записки юного врача», вышедшие в предпоследний год существования СССР.
«Запрещенный».
Это такой казус - быть уверенным, что Булгакова «запрещали», экранизируя каждые три года, а сейчас советская литература «разрешена», однако вообразить себе экранизации комплиментарных книг про Красную армию - весьма непросто.
Впрочем, экранизируют иногда, выворачивая смысл ровно наизнанку.
Тоже своего рода «дьяволиада».
Что до Булгакова - тут скрывать нечего: советскую власть он не любил.
Но мало кто чего не любит. Не любил, и в любви ей не признавался, что делает ему честь. Зато отлично знал (и описал это) почему Красной армии проиграли не только Петлюра, но и белая гвардия тоже.
|
</> |