Буффонада под крышкой гроба
didakt — 24.09.2023В Краснодарском Молодежном театре премьера – спектакль «Самоубийца» по пьесе Николая Эрдмана. Сатирический сюжет о том, как ливерная колбаса довела человека до самоубийства, а не очень почтенная публика решила воспользоваться покойником, поставил режиссёр Алексей Шавлов.
Фойе театра встречает зрителей кроватью и традиционными предметами быта 20-30 годов прошлого столетия, как бы обозначая контекст, в котором живут герои спектакля.
Прониклись? Тогда добро пожаловать в зал, здесь таких сценографических излишеств не будет. Всё действие проходит на деревянном помосте и вокруг него, из предметов быта – табуреты. Над сценой нависает крышка гроба, готовая в определённый момент накрыть помост, чтобы похоронить того, кто на нём окажется (художник-постановщик Дмитрий Разумов). Но не стоит пугаться, крышка бутафорская, как, собственно, и покойник.
Главный герой спектакля – Семён Семёнович Подсекальников (Ян Новиков).
Есть у него мечта – ежедневно вкушать гоголь-моголь (и иметь много денег), а жена даже лишнего куска ливерной колбасы не даёт. Для осуществления мечты нужна труба геликон – прибыль от будущих концертов Подсекальников уже подсчитал, но трубы нет (и денег нет). Что остаётся? Стреляться! По вашему это не повод? А во имя искусства, религии, идеи, любви – повод? Если думаете, что да, то займите место в очереди тех, кто хочет приспособить смерть Семён Семёныча под свои нужды. Показывайте фокусы, как честь и совесть русской интеллигенции Аристарх Доминикович Гранд-Скубик (Дмитрий Морщаков), картинно вздыхайте и играйте плечиками, как страстная женщина с широкой душой Клеопатра Максимовна (Юлия Макарова), устройте банкет, плавно переходящий в поминки, с песнями, плясками и медведями (стоп, медведи – перебор, вот пионеры и мексиканцы – в самый раз).
Может тогда «незабвенный покойник» согласиться умереть именно ради вас. Если конечно не взбрыкнёт и вовсе не откажется стреляться: Ян Новиков точно передаёт путь Подсекальникова от инфантильного взбалмошного недотёпы, готового покончить с собой всем назло, к обретению и потере призрачного величия и осознанию, через экзистенциальный ужас, острого желания жить.
Но в густонаселённом спектакле, где каждый – звезда собственной репризы, а режиссёр не жалеет выразительных средств в наращивании буффонады, трансформация Подсекальникова кажется таким же фарсом, как бегающая и томно причитающая «Ол-л-лег» Клеопатра Максимовна.
|
</> |