Буддийское искусство

В июле 2013 года я была в столице Бурятии - Улан-Удэ.
Помимо желанного к посещению Иволгинского дацана, я побывала в музее на выставке Буддийского искусства.
Признаться, не владею глубокими знаниями об этом учении, но очень оно меня привлекает отсутствием категоричности и свободой.

Покажу немного, потому что знаю, как напрягают портянки из огромного количества фотографий из чужих путешествий.
Так что всех интересующихся буддийским искусством - милости прошу под кат.
Кстати, все фотографии сделаны на телефон, потому что посещение экспозиции - стихийное совершенно. Я вышла из гостиницы прогуляться и посмотреть квартал, в котором мы живем, а ноги занесли меня в музей, где проходила выставка "Сокровища буддийского искусства. Новые грани".

"Три порока сознания"
Дисбаланс физиологических энергий организма (флегмы, желчи, пневмы), вызванный неправильным образом жизни, несоблюдением диеты, переохлаждением организма и влиянием зловредных духов. Вызывает различные заболевания.
Рисунок из Малого атласа Ацагатской медицинской школы. 1930-е годы.

Колесо бытия (Сансарын хурдэ, бур.)
Мифологическая картина мира. По будиийским представлениям жизнь есть страдание. Основу страдания составляют три порока сознания: невежество (свинья), злоба, гнев (змея) и сладострастие (петух).
Вследствие этого все живые существа подвержены цепи перерождений. Карма - черный путь, возмездие за греховные деяния, ведущие в ад или плохие перерождения, белый путь - накопление благодетелей, перерождение в мире людей или мире богов, достижение нирваны, освобождение от круговорота сансарных перерождений.
Представлены шесть миров живых существ: миры богов, злобных асуров, людей, животных, прета, или биритов (страждущих духов) и мир ада.
На ободе колеса изображены 12 символов зависимого (причинно-следственного) существования, которые автоматически обеспечивают воспроизводство сансарного бытия.
Бурятия, XIX век. Полотно грунтованное, краски минеральные.

Кровать Ганджурвы гэгэна Данзана Норбоева ( (1888—
1935), бурятско-тибетский ученый-лама, публицист, 6-й перерожденец (бурятской хубилган) ганчжирвы гэгэна из Долоннора, объявлен живым богом после смерти 5-го перерожденца Сумаева (1887)).
Дерево, минеральные краски, роспись, резьба.

Ритуальные инструменты: потрясаемые, духовые, ударные. Ниже на фото с другого ракурса, чтобы была возможность рассмотреть.


Костюм на манекене - это костюмы религиозного служения под названием ЦАМ, конкретно этот - Хашин хан
Для справки:
Цам (с монгольского; тиб. Чам; бур. Сам) — торжественное религиозное служение, совершаемое ежегодно на открытом воздухе в буддийских монастырях (дацанах) Забайкалья, Монголии и Тибета. По одной из версий, происходит от древних шаманских практик. Был включён в буддийский комплекс. В Монголии и Забайкалье Цам стал одной из основных буддистских религиозных мистерий.
Монастырский Цам может быть не приурочен к историческому событию или определённому дню; во многих монастырях он совершается тогда, когда впервые был введён в том или другом монастыре. Цель его — показать присутствие божества на земле и отдалить злых духов (шимнусов) от последователей Будды.
Обряд состоит в танцевальной пантомиме, исполняемой ламами, которые маскируются докшитами (хранителями), то есть надевают маски из папье-маше, изображающие того или другого докшита, и вместе с шанаками (ламами-созерцателями), выступающими без масок, но в соответствующем одеянии, совершают по намеченному кругу религиозный танец, жестикулируя руками.
Цам проводился во дворе дацана. В течение нескольких недель перед исполнением Цама в монастырях шли специальные службы, готовились исполнители ролей богов.


Потом была очень странная скульптура: Хашин хан с 8-мью спутниками-детьми

Что они символизируют - не знаю. Вот поближе:


Вот. И это не все, конечно же, но утомлять вас больше не буду фотографиями.
Вообще, очень пожалела, что просто взяла билет и не оплатила экскурсию, потому что одно дело читать надписи к экспонатам, другое - слушать экскурсовода, задавать вопросы.
В музее встретилась женщина, которая убирала там полы. Оказалось, она в прошлом - сотрудник музея, именно экскурсовод и искусствовед. По собственной инициативе очень многое рассказала и объяснила. Было заметно, что человек - фанат своего дела и очень глубоко знает то, о чем рассказывает. Очень увлекательный был рассказ о колесе бытия, фотография которого есть в начале поста: реинкарнации, карма, наказания, связь между мирами.
Люблю погружения в этническую среду. Узнавать другой быт, другие традиции, обычаи.
Есть в этом что-то такое... глобальное, что ли. Общаешься, смотришь и понимаешь, как огромен мир, как разнообразны люди и уклад их жизни, понимаешь, что жизнь не только то, что вокруг тебя, а гораздо дальше, больше и шире.