Броня крепка. Как собирают ГАЗ-2330 «Тигр»
engineering_ru — 26.03.2014
Съёмка для буклета о АМЗ.
Тигр.
Сразу развею все мифы и легенды. Никакие арабские шейхи,
баскские террористы, колумбийские наркобароны и прочие католические
монашки, к созданию «Тигра» не имеют никакого отношения. Из всех
легенд, правдой является только то, что да, машиной интересовались
в ОАЭ, не этим всё и ограничилось. «Тигр» создан и
выпускается, как замена БРДМ. Бронированной
разведывательно-дозорной машине.
Времена меняются. На момент разработки «бардачка»(50е годы),
не было ни террористов, ни реактивных гранатомётов. Да и раненые
эвакуировались по принципу «ну не шмогла я…». На тот момент,
ведение боевых действий подразумевало наличие линии фронта, и
противника с той стороны. Сейчас же, всё перемешалось и
перевернулось, и «старичок-бардачок», с поставленными задачами не
справляется.
Как например: если от броска гранаты тяжёлый и слабосильный
«бардак» уехать ещё как то мог, то от выстрела «Мухи» — уже вряд
ли. «Тигр» тоже, не на столько быстроходен, что бы обогнать «Муху»,
но по-быстрому покинуть сектор обстрела, или скрыться в складках
местности – способен вполне. Поэтому и смысл бронирования отпал. Не
более, чем от стрелкового оружия. «Тигр» легко и непринуждённо
примет на борт раненых, и прикроет своей бронёй от пуль противника.
А попробуйте запихать бессознательного раненого в «бардак». Тот ещё
номер, особенно под огнём. Да и запас хода у «бардака», с двумя
бензиновыми двигателями, не сравним с дизельным «Тигром». В общем,
делайте выводы. Выпуск БРДМ заводом прекращён. Однако, старичка
рано списывать со счетов. Завод принимает БРДМы на модернизацию.
Ставятся дизеля, меняется вооружение, радиостанции, прицелы и
пр…
И так, «Тигр». Многоцелевое транспортное средство. Куча
модификации. Все машины собираются исключительно под заказ (как и
БТРы). Создавая «Тигра», конструкторы, не мудрствуя и экономя
деньги (традиционно), просто воткнули агрегаты и кузов «Тигра» на
раму и ходовую часть «бардака», проверенные временем. Получилось,
должен сказать, весьма и весьма.
Рама и ходовая часть. Мощь! Детали подвески, сделаны, я даже не
знаю, с каким запасом прочности.
Чувствуются корни тяжёлого «бардака». Подвеска всех колёс
независимая. Привод – с карданными валами с крестовинами. В задней
подвеске – по два амортизатора на колесо. Два топливных бака. Мне
показались маловатыми, да и место есть, что бы воткнуть что
пообъёмистей, но видимо, конструкторам видней. Рама… Она РАМА и
есть.
Внушает =)
На шасси устанавливают двигатель и бронекузов.
Сборка «Тигров» осуществляется так же как и БТРов: ручками. Никаких
роботов и прочей автоматизации.
Мотор ярославский. С мотором вообще интересно вышло. Первый
«Тигры» шли с «Камминсами». Но учитывая требования МО РФ, что весе
агрегаты и комплектующие должны быть отечественного производства,
от «Камминсов» отказались. И стали закупать моторы в Ярославле.
Тут уже новомодный «коммон-рэйл», с мозгами.
Ещё, меня смутило, что мотор собрал как бы на подрамнике, и
расположен достаточно высоко. Вплоть до того, что муфта вентилятора
охлаждения, крепится аж к шкиву коленчатого вала.
Т.е. получается, что центр тяжести машины, за счёт высоко
задранного мотора, очень высоко.
Окончательная сборка и предпродажная подготовка «Тигров» происходит
в другом углу цеха.
Предприятие, как я же говорил, работает исключительно под заказ. И
этот красавец, скоро поедет в одну из стран Латинской Америки.
Пассажирский отсек.
Дешёвый пластик. «Газоновские» приборы… Ещё советские лампочки и
индикаторы. Зазоры с палец и болтающиеся пучки проводки.
Покатушки!
Ну, что сказать? Конечно, полигон не лучшее место, что бы в полной
мере оценить машину, его бы куда нибудь в «говны» «Чухломы», или
хотя бы под Коломну, но на уровне заводского шоу, тигрёнок
впечатление произвёл.
Мотора почти не слышно. Трансмиссионных шумов и завываний –
тоже замечено не было. Педали — большие и широко расставлены.
Кирзачём 45го размера нажимать – в самый раз будет. Очень короткие
ходы у педалей.
Ощущения как… Как от БТРа. Чувствуется, что управляешь чем то
большим, тяжёлым и железным. Динамика… Ну наверное, как у «Нивы».
Т.е. не ураган. Всепоглощающая подвеска. Пару раз, на особенно
крутых кочках, я внутренне сжимался, готовясь к удару сидением по
мягкому место, но ничего не происходило. Машину легонько качало и
всё… Естественно, за такой комфорт, приходится расплачиваться
управляемостью. Машина кренится. Кренится сильно. Был момент, когда
я уже думал, что ляжем на бок. Но обошлось… Торможение вызывает
ощутимый кивок машины. Он достаточно глубок, но всего один –
амортизаторы работают. Усилие на педали тормоза не велико, но
такое, что ты чувствуешь, что останавливаешь что то большое и
тяжёлое. Да и звук выпускаемого из цилиндров воздуха, при
отпускании педали способствует полноте ощущений.
Есть в «Тигре», что то такое, за что я лично готов просить ему
почти всё: И скрежет коробки, и не аховую динамику, и никакой салон
и многое другое. Не могу простить лишь цену в 3 000 000 рублей.
Сделано для REDBRAND
Фотограф Евгений Головач