
Броненосные крейсера типа «Цзинъюань»

Всем, поди, порядком надоели китайские канонерки, которых было много, а информация по ним крайне скудна, поэтому сегодня поговорим о достаточно крупных кораблях - единственных в истории китайского флота броненосных крейсерах. Конечно, по европейским меркам это не крейсера, а какое-то недоразумение. Даже шведская "Фюльгия" была почти вдвое крупнее. Зато японская "Чиода"/"Тиёда" ничуть, а ведь тоже броненосный крейсер.
Также хочу напомнить, что подробнее об этих кораблях можно почитать в статье Дмитрия Киселёва, выходившей в почившей в бозе "Арсенал-коллекции" (если сумеете найти, конечно), а также в его с Алексеем Пастуховым книге о японо-китайской войне (любом из двух ее изданий). Здесь же вы найдете лишь предельно лаконичную информацию справочного характера.
«Цзинъюань» (經遠) заложен на верфи «Vulcan» в Штеттине (заводской номер 176) в 1885 году, спущен на воду 3 января 1887 г., завершен постройкой в июле 1887 года.
Крейсера имели одномачтовый двухтрубный силуэт и передовое для своего времени башенное размещение артиллерии главного калибра. Стальной корпус с полубаком и полуютом внешне выглядел гладкопалубным из-за высокого фальшборта в средней части, где борта имели заметный завал внутрь. Несмотря на небольшие размеры, проект отличался хорошо продуманной конструкцией с точки зрения обеспечения непотопляемости. Двойное дно простиралось на две трети длины. В общей сложности в корпусе насчитывалось 66 водонепроницаемых отделений. Бортовые коффердамы заполнялись пробкой.
Броневой пояс по ватерлинии высотой 1,8 м и толщиной 230 мм прикрывал отсеки силовой установки и погреба. В оконечностях его толщина уменьшалась до 130 мм. Два 170мм траверза превращали среднюю часть корпуса в бронированную цитадель, как у броненосцев. Сверху на нее накладывалась броневая палуба толщиной 37 мм в плоской части, а на скосах и в оконечностях – 76 мм. Общая длина цитадели составляла 42 м. Из-за строительной перегрузки, при загрузке более 250 т угля пояс погружался настолько, что его верхняя кромка находилась на уровне воды.
Вся артиллерия – системы Круппа. Два 210-мм 13-тонных орудия С/80 (аналогичные установленным на крейсере «Цзиюань») располагались в носовой части в барбетной установке с броневым куполом. Два 150-мм орудия С/80 стояли в установках с броневыми щитами на бортовых спонсонах. Кормовая оконечность, таким образом, оказалась свободной от вооружения. Боекомплект главного и среднего калибра – по 50 снарядов на орудие. Два торпедных аппарата устанавливались неподвижно в фор- и ахтерштевнях, еще два стояли побортно в шаровых установках.
Корабли оснащались вертикальными паровыми машинами тройного расширения системы «Vulcan» и четырьмя цилиндрическими котлами (рабочее давление пара 10 атм.), а также гидравлическими рулевыми машинами. На испытаниях «Цзинъюань» показал 15,5 уз, а «Лайюань» – 15,75 уз при мощности 5700 и.л.с.
Численность экипажа к началу японо-китайской войны увеличилась до 270 чел.
По завершении постройки оба корабля перешли в Англию, откуда начали переход в Китай вместе с построенными крейсерами «Чжиюань», «Цзинъюань» и миноносцем «Цзои» британской постройки. 10 декабря 1887 г. отряд прибыл в Сямэнь.
Оба крейсера входили в состав Бэйянского флота.
«Цзинъюань» потоплен 17 сентября 1894 г. в ходе сражения при Ялу (погибла вся команда – 232 чел.).
«Лайюань» в том же бою получил 225 попаданий (17 убитых, 13 раненых), тяжело поврежден, но дошел до Вэйхайвэя, где в ночь на 5 февраля 1895 г. торпедирован японским миноносцем «Котака», перевернулся и затонул (170 погибших).


"Лайюань" на якорной стоянке в проливе Солент накануне отправления из Англии, 1887 г.

"Цзинъюань" в классической викторианской окраске, которую будет нести до самой гибели

|
</> |
