Бритва для атланта
anairos — 18.05.2020 Трудно представить более разные миры, чем нарисованные Иваном Ефремовым и его бывшей соотечественницей Айн Рэнд.В одном живут и действуют идеальные люди будущего. Все они красивы. Физически, умственно и нравственно совершенны. Творчески одарены. Вечно стремятся к большему, но готовы довольствоваться малым. Полностью подчинили плоть духу и разуму. Избавились от первобытного стремления подавлять других и доминировать над ними. Не терпят лжи и лицемерия. Ценят свободу и самовыражение. Их любовь свободна от ревности и собственничества. Всё это особенно заметно, когда автор ставит их рядом с низшими смертными, не достигшими такой степени совершенства.
В другом запускают корабли к далёким звёздам и любят пафосные названия вроде Эры Встретившихся Рук.
Конечно, в некоторых отношениях сходство между ними неизбежно и неудивительно.
Для начала, и «Атлант», и «Мир Великого Кольца» – фэнтези, слегка замаскированное под фантастику.
Книги адресованы читателям, которые считают себя объективными рационалистами и презирают волшебство, поэтому нам показывают настоящее царство высоких технологий, но эти технологии ведут себя, словно магия. Герои, обладающие должной духовной силой, могут с их помощью совершать невозможное, а все остальные – не могут пользоваться вообще. В недостойных руках изобретения атлантов портятся и ломаются.
И там, и там можно заменить технические устройства заклинаниями, а главных героев сделать представителями магического народа (волшебниками, эльфами, дерини, мутантами Икс), и ничего не изменится. Более того, сюжеты обретут логичность и завершённость. Станет понятно, почему так незаменимы «атланты» у Рэнд – только у них есть доступ к сверхъестественным силам и возможность применять артефакты; почему неудачный опыт межзвёздной связи унёс множество жизней – это была отдача от недоработанного ритуала, пошедшего вразнос; почему земляне с недоумением восприняли требование тормансиан поделиться знаниями – знания о волшебстве бесполезны для маглов.
Кроме того, и то, и другое – классическая пропаганда. Всё произведение служит не просто для того, чтобы читатель пережил приключения в воображаемой реальности, а для того, чтобы вложить ему в голову нужные мысли, идеи и убеждения.
Цель накладывает характерные особенности: плоские персонажи, нужные лишь для иллюстрации идей на практике; многословные рассуждения, где автор – устами персонажей или просто так – растолковывает читателю всё, что тот должен понять и усвоить.
Конечно, сами идеи, подлежащие разъяснению и распространению, у Ефремова и Айн Рэнд очень разные, порой до диаметральной противоположности, и идеальный мир они тоже видели разным. Но вот населяли они его идеальными людьми, скроенными по одному и тому же образцу.
Атлант – прежде всего человек воли и духа. Он полностью владеет собой, и больше над ним никто не властен. Ни слабость, недуг или боль, ни давление окружающих, ни условности и традиции общества не могут поколебать его решимости и заставить свернуть с пути.
Его разум могуч и искусен. Он творец, изобретатель, исследователь. Он берётся за дело, потому что оно ему интересно, и доводит его до конца, потому что иначе будет некрасиво. Потерпев неудачу, он не падает духом, а раз за разом встаёт и начинает заново – то же дело или уже другое.
Такая незаурядная личность не может быть «простым человеком», всю жизнь работающим на одном месте и выполняющим несложную работу. Даже если он начинал с низов, то уже давно перерос эту стадию. Атланты – всегда элита своего мира. Высшие из высших, потому что лучшие из лучших.
В общении атлант честен и откровенен. Он не станет унижать другого, чтобы возвыситься над ним, или обманывать, чтобы получить выгоду – но и оскорбить чужие чувства не боится, поэтому не трудится облекать свои мнения в вежливую форму, а просто говорит, что думает. Что уважение или симпатию, что презрение или снисходительную жалость он высказывает сразу и открыто.
Он начинает отношения не потому, что ему чего-то не хватает, а от избытка – потому что ему хорошо с другими, и он может сделать им хорошо в ответ. Он не стремится привязать партнёра к себе, удержать его любой ценой, и легко расстаётся с ним, если отношения себя изжили и стали тягостью (даже если партнёр так не считает).
Он дорожит своей жизнью, понимая, насколько он ценен и важен для мира, но в то же время и за неё не станет цепляться любой ценой. Если перед ним выбор – умереть или изменить себе – он выберет смерть.
Никогда он не станет жить ради другого человека – и никогда не потребует от другого жить ради него.
Короче говоря, наш атлант – абсолютный одиночка. Простому смертному социум необходим для полноценной жизни, в одиночку он способен лишь выживать. Атлант полноценно существует, не нуждаясь в других. Окружающие становятся ему нужны, только если он не может добиться некой цели самостоятельно – и ровно до тех пор, пока цель не достигнута.
Другие люди для него – либо временные единомышленники, либо ценный ресурс, либо досадная помеха. У него нет слабостей, на которые социум мог бы надавить, чтобы заставить его работать на общее благо. Его можно убить, но не победить.
Этот идеал порождает множество вопросов. Достижим ли он в принципе. Возможно ли общество, состоящее из самодостаточных одиночек. Возможны ли в таком обществе долговременные цели, требующие напряжённого труда не то что многих людей, а многих поколений. Что вообще мешает атланту превратиться в полное чудовище, для которого достаточно важная цель оправдывает любые средства – ведь все правила морали и нравственности порождены социумом и для самодостаточного одиночки попросту бесполезны.
Но тем не менее идеал существует. Более того, он не зависит от идеологии и политических взглядов – он, если хотите, классовый. Именно так видят предел совершенства интеллигенты-рационалисты, в особенности, конечно, русские.
А значит, пропагандист, который сам принадлежит к этой группе и к ней же обращается, может проповедовать какие угодно взгляды, но всегда будет говорить, что именно его путь – единственный, который сможет превратить человека в атланта.
Мы уже знаем, что успешные капиталисты мало напоминают волшебных олигархов Айн Рэнд – для процветания в мире наживы и конкуренции нужны совершенно иные качества и особенности характера. Точно так же путь, предложенный Ефремовым – истребление всех, склонных к доминированию, и промывание мозгов с младенчества всем остальным – тоже вряд ли привёл бы нас в царство самодостаточных атлантов.
Беда в том, что в таком деле, как преобразование человечества, попытка – вполне себе пытка, и за погляд берут немалые деньги.
|
</> |