"Брат 2" - предупреждение, которое не услышали

топ 100 блогов augean_stables17.02.2024 Этот фильм по праву можно назвать культовым. Это зарисовка той эпохи, в которой только начинали проявляться те зловещие черты, которые позднее, уже на наших глазах, расцвели буйным цветом.

Брат 2 - предупреждение, которое не услышали

И главное - это фильм-предсказание, фильм-предупреждение. Которое не было услышано.
Некоторое время назад часть нашей редакции пересмотрела этот знаменитый фильм, что натолкнуло нас на целый ряд размышлений


Несмотря на всю культовость "Брата 2", очень часто можно встретить и критические отзывы, обращающие внимание на поверхностность картины по сравнению с приквелом, акцент на "ура-патриотическую" тематику, и прочие черты клишированного продукта.

Однако это очень далеко от истины. Дело в том, что Балабанова очень сложно назвать режиссером, который снимал массовое кино. Многие его фильмы - это метафоры, внешнее содержание которых часто отталкивает обычного зрителя. Почему же тогда "Брат 2" критикуют? Нет ли тут двойного дна, которое умело скрыто за "ура-патриотическим" напылением?

Если взглянуть на сюжет фильма, держа в уме эту мысль, то "Брат 2" предстает полностью в ином свете. Это вообще не "ура-патриотическое" кино. Это трезвый взгляд на российскую действительность начала 2000-х, в том числе политическую, содержащий в себе мрачное предсказание, которое в итоге, судя по всему, сбылось.

Разберем фабулу фильма. Данила Багров выступает в роли "великого уравнителя", который борется с "плохими парнями". И в итоге он проигрывает. Смотрите сами - его друг мертв, брат задержан полицией (и скорее всего, получит пожизненное, или смертный приговор), главные антагонисты - и российский, и американский, отделались легким испугом и незначительными потерями, сам Данила находится в розыске в США, и вряд ли американской полиции будет сложно выяснить его личность и объявить в международный розыск. Учитывая теплые отношения между РФ и США в тот момент, Багрова ждет арест и экстрадиция, а потом смертная казнь. Ну, или он перейдет полностью на нелегальное положение. В любом случае, его жизнь сломана.

Багров не помог никому. Тот хоккеист, ради которого все затеивалось, вроде бы получил деньги. Однако его контракт остается в силе, и злодей остается на своем месте. Учитывая ситуацию, он даже не сможет воспользоваться этими деньгами, потому что сразу привлечет к себе внимание и станет соучастником преступления. Провал. Он не смог спасти даже ту "падшую женщину", потому что внутри себя она не изменилась. Ее знаменитая фраза "водочки нам принеси" отчетливо говорит об этом. Чем она займется в России? Скорее всего, тем же самым. А еще вероятнее, что она будет арестована как соучастница.

Итак, Багров не смог помочь ни одному герою фильма. А хотел ли он вообще помогать? Давайте присмотримся к этому персонажу. На первый взгляд, он выглядит как благородный мститель, Робин Гуд. Однако на деле в нем больше демонических черт. Он действует механистично, как робот. Если присмотреться, то Багров всегда говорит короткими фразами, иногда состоящими всего из нескольких слов. Он практически не поясняет свою мотивацию. Он всегда действует так, как будто реагирует на триггеры. Словно он запрограммирован реагировать. Например, в тот момент, когда он увидел, как сутенер бьет проститутку, или когда до него дотронулась женщина-телеведущая.

Багров создает "эффект зловещей долины", который как раз и возникает, когда мы видим объект, практически полностью идентичный человеку, но отличающийся от него в неуловимых сознанию мелочах. В этот момент мозг сигнализирует об обмане зрения, и возникает чувство, что происходит что-то неладное. Вроде бы он движим благими стремлениями, но что-то в этом не так.

И это "не так" появляется неспроста. Скорее всего, именно это и хотел показать Балабанов. На самом деле Багров движим лишь своим эго, или же "триггерами". Произошла ситуация. Ее надо исправить. Алгоритм запускается. И в этом алгоритме ключевое - беспорядочные убийства. Неважно, исправят ли они ситуацию или нет. Персонажа это не интересует. Не интересует его и окружающий мир. Он всего лишь декорация, а люди - средства для реализации цели.

Например, сюжет с Дашей. Багров увидел, как ее бьют. Сработал триггер. Он хочет ее "спасти", и в его понимании спасение - это перевезти ее в Россию. То, что он сделал ее мишенью для бандитов и соучастницей преступления, его не волнует. Как не волнует его и она в целом. В конце фильма, когда они садятся в самолет, он надевает наушники и отворачивается. Миссия выполнена. Что будет дальше - не его забота, пока не сработает очередной триггер.

Тот же сценарий работает и с романтическими элементами. Женщины для Багрова - лишь средство реализации его планов. Если ему нужно, он легко ими манипулирует, даже если это грозит опасностью. Использует их квартиры как базы для своих операций, провоцирует ДТП, пользуется ими как прикрытием (когда за тобой охотятся бандиты, лучше быть в обществе популярной певицы - скорее всего, тебя не будут убивать при ней), или задействует в качестве сообщниц, особо не спрашивая, хотят ли они этого.

Что показательно, Багров в конце фильма полностью равнодушен к судьбе своего брата, который попал в тюрьму. Он не пытается ему помочь. Видимо, не было нужного триггера.

Таким образом, Багров - не Робин Гуд. Это образ либо психически больного человека с выраженной "темной триадой", либо этакого "терминатора", где главное сходство с оригиналом - то, что они оба роботы.

Теперь к "ура-патриотическим" элементам. В фильме они действительно есть, но показаны откровенно нелепо. Когда на обычные вопросы персонаж реагирует "Вот уроды", или когда украинцы в Америке обязательно обязаны "ответить за Севастополь", а таксист голосом Жириновского упрекает "Родину" в потере Крыма. Патриотика в "Брате 2" - это гротеск. Скорее всего Балабанов и хотел создать впечатление ненормальности такого дискурса, показать его абсурдность, и в конце концов вред, потому что "ура-патриотические" элементы связаны в картине либо с неуместным хамством, либо с откровенной глупостью, либо с убийствами. Ведь проблемы с полицией у брата Багрова начались именно тогда, когда он решил отстоять свое право пьянствовать на улице, потому что "по вашему не понимаю". И здесь как раз и можно увидеть мрачное предсказание Балабанова.

Не просто так патриотика "Брата 2" изображена так, как она изображена. Балабанов в своих картинах старался описывать реальность и вскрывать ее проблемы. Одна из ключевых проблем, которую он вскрывает в "Брате 2" - это ресентимент. Отторжение новой реальности, стремление ее перекроить по-своему, которое в итоге приводит к еще большему ухудшению. Стихотворение про семью, которое Багров произносит, прежде чем приступить к убийствам - это диагноз режиссера политическому дискурсу РФ конца 1990-х - начала 2000-х годов. Общество хочет защитить Родину, но беспорядочными убийствами ее не защитишь. А главный защитник на деле оказывается психопатом, который движим личными целями, и на окружающих ему в общем-то плевать. И если не остановить этот губительный ресентимент, все закончится очень и очень скверно.

Пересмотрев "Брат 2" в 2024 году, можно только поразиться, с какой точностью был поставлен этот диагноз, и как сбылось предсказание Балабанова. И главное - общество вообще не поняло, что хотел сказать режиссер. Поняло с точностью до наоборот.


Заметки на полях
February 16, 2024





Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
От 16.10.2010 абонент номер 8951305####  -Алло, я слушаю -Артем, почему ты сегодня не приехал снимать на мероприятие? -Ну вот как-то так получилось -Что значит как-то так получилось?Мы что теперь без материала останемся? -Получается, что да -Ну ты ...
11 грудня всі до будівлі Верховної Ради до 10 ранку. Повна кільцева блокада будівлі до тих пір, поки "народні обранці" не проголосують за відставку Яценюка! Почнемо з Яценюка, потім займемося суддями, прокурорами, міністрами і депутатами. І от коли ми очистимо всю владу від бр ...
Чем ближе газопровод подбирается к берегу турецкому, тем более истошной становится истерика в рядах определенного круга финансовых «экстрасенсов». Особенно преуспевают в этом русскоговорящие особи, из американских помоек типа Fitch и Moody’s, считающие себя афигеть-какими «мировыми» ...
Какистократия — система управления, находящаяся в ведении худших, наименее квалифицированных, или самых недобросовестных граждан. Термин широко используется для критики популистских правительств, возникающих в разных демократиях по всему миру. С какистократией тесно связано понятие ...
Полностью здесь . Отвечаю. Периодизация Второй Мировой войны за истекшие десятилетия специалистами вылизана до блеска, общее мнение согласовано и обсуждению не подлежит. Ни "инцидент на Лугоуцяо", помянутый автором, ни " Маньчжурский инцидент " (были и такие мнения)  началом ...