Брачный аферист перестроечных времён: приятный мужчина с затаенной грустью в

Вспоминая недавно ушедшего режиссера Николая Досталя, совершенно случайно наткнулась на его фильм времен перестройки "Я в полном порядке" (1989) и с интересом его посмотрела! Это достойное, но почему-то малоизвестное кино - об обманщике женщин из конца 80-х. Каким он был в советскую доинтернетную эпоху, без соцсетей и сотовых телефонов? Как искал своих жертв и чем покорял? Да всё тем же, всё тем же.

Актер Андрей Толубеев для главной роли подходит идеально! Это приятный мужчина, вызывающий доверие. Немногословный, вежливый, хорошо одетый, с затаенной грустью в глазах.
Как брачный аферист в конце 80-х знакомился с женщинами? Ведь нужно было найти кого-то на безопасном расстоянии, а не по соседству. Ответ: по объявлениям в газетах, по письмам, а потом - сразу быка за рога: приезжал в город к кандидатке, звонил в дверь, представлялся и вёл даму в ресторан. Не дав опомниться, дарил праздник. А через пару дней делился трагической новостью, для которой ему срочно нужны деньги. И далее - по известной схеме.

Интересна мотивация главного героя - почему он выбрал именно такой путь? Вроде бы легкий, но, с другой стороны, опасный и подлый. От неудовлетворенности, невостребованности и одновременно - ощущения своей избранности. Он не хочет прозябать и быть как все. Пытаться подзаработать, устраиваться в кооператив, отдавать зарплату жене и детям. Он хочет жить красиво. И чтоб знакомые мужики завидовали и занимали у него до получки (мелковатая мотивация, конечно, но какая есть). Иногда ему так хочется похвастаться, как он ловко все устроил. Но кто ж поверит? А если поверит - это же еще хуже.
При этом в фильме ловко подмечен тонкий момент: те женщины, которые привлекают афериста по-настоящему, для него недосягаемы. Он для них - пустое место. Они выбирают других мужчин.

А те, с кем ему приходится "работать" или с кем его сталкивает судьба, выглядят несколько иначе.

Есть еще один тип женщин, которых аферист и вовсе боится. Они мгновенно понимают всю его сущность и тут же разоблачают, вслух.

И получается, что наш успешный аферист - всё равно неудовлетворенный неудачник. Во второй половине фильма его, привыкшего работать по схеме, затягивает в историю, в которой он ничего не решает, а может только плыть как щепка в бурном течении и растерянно наблюдать.
Финал открытый и хочется продолжения! Не то что бы я верю, что аферист может исправиться, но все равно интересно, что с ним будет дальше, какой выбор он сделает.
Фильм снят очень правдоподобно, так, что погружаешься в конец 80-х и веришь всему происходящему. Перед глазами проходит вереница типажей мужчин и женщин, словечки, детали, дома и улицы (в основном, в кадре Казань), надвигающиеся 90-е и остывающее тепло советских времен. Добавьте к этому замечательную игру актеров и вывод напрашивается сам собой - это хорошее кино, которое стоит посмотреть.
А вот еще любопытный фильм из 80-х, о художнике, который совсем заврался — "Единожды солгав" (1987). И, чтобы не обвинять во всем мужчин, о женщине, которая искала себе жениха повыгодней — «Время желаний» (1984) с Верой Алентовой. И вот еще, чуть не забыла! Документалка про современного афериста из Тиндера.
|
</> |