Бойня в Гуш-Эционе и разгром конвоя "Наби Даниэль"
antisemitism — 19.04.2021
Бойня в Гуш-Эционе

Пулемет принят на вооружение Автро-венгрией в 1905 году.
Через час арабы предприняли атаку на Хирбет-Закария, и, одновременно, атаковали Кфар-Эцион, где находился КП Узи Наркиса. В 8:00 Наркис послал радиограмму в Иерусалим: «Готовится атака с востока. У нас не хватает боеприпасов. Обратитесь к (английской) армии». Через полчаса он телеграфировал вторично: «Атакуют Мсуот-Ицхак. Прошу ответа. Обратились ли к армии?».
Арабы захватили «Русский холм» (назван по имени монастыря), откуда просматривали и обстреливали оба киббуца.
Узи Наркис оборонялся с одним станковым пулемётом Шварцлозе, плохо стрелявшим (впоследствии выяснилось, что пулемёт смазали не тем маслом).
Яаков Альтман писал:
"Примерно в два часа пополудни арабы начали приближаться по долине. Мы вели огонь из пулемета и миномета. Арабы отступили. Они еще несколько раз пытали свое счастье, но всякий раз отступали. Все время наши позиции находились под сильным огнем. Примерно в три часа одиночные арабы приблизились к нашим позициям. Мы подпустили их на 500 м и только тогда открыли огонь. Они понесли потери и больше не пытались атаковать. Только ружейный обстрел продолжался до вечера".
В результате боя было убито более 200 арабов, многие ранены евреи захватили значительные трофеи и потеряли 3 убитыми, 9 ранеными.
16 января погиб Горный взвод Пальмаха, направленного из Иерусалима на помощь поселениям Гуш-Эциона. Он шёл через Хартув в направлении Кфар-Эцион по горным тропам.
Бойцы взвода, большинство из которых — студенты Еврейского Университета, совершили многокилометровый переход, обходя заслоны Арабского легиона, минуя Бейт-Джубрин и Бейт-Натафу, находящиеся между Бейт-Шемешем и Гуш-Эционом. Когда взвод был уже в нескольких км от Кфар-Эциона, у истоков вади, ведущего к киббуцу, их заметили женщины из близлежащей арабской деревни, пасшие коз. Евреи пощадили этих арабок, нарушили заповедь, и те подняли по тревоге всё мужское население деревни.
Несколько сотен вооружённых арабов окружили 35 солдат-студентов. Изнаально их было 40, но один вывихнул ногу и его отправили обратно - им повезло. Оставшиеся приняли неравный бой, который продолжался несколько часов. У бойцов не было связи с базой Пальмаха в Гар-Туве, находившейся в нескольких км от места битвы, и вызвать подкрепление не было возможности. Все 35 бойцов Горного взвода Пальмаха погибли.
27 марта в 2 км от Бейт-Лехема на шоссе Иерусалим — Гуш-Эцион битва арабов и конвоя Хаганы, сопровождавшего автоколонну из поселений Гуш-Эциона обратно в Иерусалим (поселения получили оружие и продовольствие). Погиб экипаж бронемашины под командованием З. Горовица, — герои подорвали себя. 4 броневика и 7 автомашин из 51 сумели развернуться и прорваться обратно в Гуш-Эцион. Остальные евреи заняли круговую оборону в доме у Нэбэ-Даниэль (о чём позднее с фото и комментариями).
4 мая местные арабские боевики при поддержке Арабского легиона атаковали 4 еврейских поселения Гуш-Эциона. Атака была отбита. В ходе боя погибли 12 евреев, 30 были ранены.
12 мая арабская атака на поселения Гуш-Эциона. В бой вступили 200 солдат Арабского легиона при поддержке бронетехники и тысячи вооружённых местных арабов. Им противостояли 500 еврейских бойцов самообороны без тяжёлого вооружения для борьбы с броневиками и с недостатком патронов (о чем сообщали еще 14 января). Командир обороны Моше Зильбершмидт погиб одним из первых. Сражение продолжалось весь день, к ночи позиции бронемашины Арабского легиона прорвались в Кфар-Эцион. За ними последовали сотни феллахов. Обороняющихся были разрезаны надвое, 70 человек погибли.
Моше Якубович, командир защитников Масуот-Ицхак, послал в штаб Пальмаха радиограмму: “Царица повержена, у нас кончились боеприпасы, помогите!” “Царица” (“Малка”) было кодовое название главного поселения Гуш Эциона – Кфар Эциона.
Так завершилось самое длинное сражение Войны за независимость – Бой за Гуш Эцион.
Вернее, завершилось оно чуть позже. После того, как защитникам Кфар Эциона пришлось сдаться, так как у них закончились боеприпасы, арабы просто расстреляли всех. Включая раненых, женщин, врачей и санитаров. 127 или 133 человека.
14 мая 1948 года капитулировали защитники поселений Гуш-Эциона — Кфар-Эцион, Масуот-Ицхак, Эйн-Цурим, Ревадим. При посредничестве британцев 320 защитников этих поселений, из них 85 женщин, были переправлены в качестве военнопленных в Трансиорданию.
Гуш-Эцион пал из-за катастрофической нехватки оружия и боеприпасов.
https://kontinentusa.com/cena-nezavisimosti/
Ивритская Википедия
Подробнее: http://cyclowiki.org/wiki/%D0%A1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B7%D0%B0_%D0%93%D1%83%D1%88-%D0%AD%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD
http://cyclowiki.org/wiki/%D0%A1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B7%D0%B0_%D0%93%D1%83%D1%88-%D0%AD%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD
Конвой "Наби Даниэль"
«Большой конвой с едой, снаряжением и подкреплением благополучно прибыл в Гуш-Эцион в субботу утром после нескольких незначительных столкновений с бандитами по пути. Конвой разгрузил груз и тронулся в Иерусалим после 11 часов».
Так просто газета «Давар» от 28 марта 1948 года описывает начало драмы конвоя «Наби Даниэль», накануне покинувшей Иерусалим.

Это была колонна /фото выше/ из 45 грузовиков, 4 автобусов и 14 бронемашин, загруженная 120 тоннами еды, оборудования и материалов, предназначенных для осажденного Гуш-Эциона. Полторы сотни мужчин и женщин ехали, чтобы остаться в анклаве и помочь его защищать. Чего там было явно недостаточно, так это оружия и боеприпасов.

Члены конвоя перед его отправкой. Фото: исторический архив Гуш-Эциона
С воздуха колонну защищал оснащенный бомбами легкий самолетик Oyster J1 Autocrat, за характерный звук двигателя прозванный в армии «Примус».
"Механизированная колонна отправляется в путь. Такой длинной колонны еще не видел Иерусалим. Люди на улицах смотрят вслед, дети машут руками. Две тысячи лет евреи не видели такой концентрации передвижных средств, оружия и людей. Конвой медленно прошел через железнодорожную станцию, мимо монастыря Мар Элиаса и направился в Вифлеем на пути к Гуш-Эциону. Дороги все еще пустынны. Вифлеем начал просыпаться. Обычная поездка?" (из дневника Аарона Гилада из Дгании).
Конвой быстро достиг Гуш-Эциона – около 9.30 утра. «Невозможно описать радость осажденных, это был настоящий праздник», – вспоминал один из бойцов колонны Й. Бен-Яаков.
Конвой должен был в течение получаса разгрузить припасы и оборудование, а затем немедленно отправиться в путь, прежде чем арабы этого района смогли собрать силы и укрепить контрольно-пропускные пункты. Но вовремя конвой уйти не смог.

Разгрузка колонны Наби Даниэль возле «Одинокого дуба» – семисотлетнего дерева, вскоре ставшего символом тоски по Гуш-Эциону, а после восстановления анклава – символом возвращения туда. Фото: исторический архив Гуш-Эциона
По-видимому, главными виновниками фатальной задержки были быки и два мула, которых нечем было кормить в Гуш-Эционе. Поэтому конвой согласился доставить их в Иерусалим. Загрузка заняла много времени.

Два мула погружены в кузов. Фото: исторический архив Гуш-Эциона
Другая значительная задержка была вызвана загрузкой легкого самолета – еще одного Oyster’а, который месяцем раньше, поврежденный арабским выстрелом, достиг Гуш-Эциона и остался на взлетно-посадочной полосе.

Подбитый самолетик «Примус» на взлетной полосе в Гуш-Эционе. Фото: исторический архив Гуш-Эциона
Незадействованные в этом участники весело фотографировались, забыв об опасности на обратном пути и вовсе не помогая изо всех сил ускорить отправку.

Конвой отдыхает и фотографируется во время задержки. Фото: исторический архив Гуш-Эциона
Наконец загрузка завершилась.


Колонна отъезжает от Кфар-Эциона. Фото: исторический архив Гуш-Эциона
Весть о конвое успела достичь арабских ушей, и сотни вооруженных боевиков заступили на стражу в десятках импровизированных укреплений. Посланный на разведку «Примус» увидел угрозу и предупредил о ней. Через несколько заслонов конвою удалось прорваться. Но ему сильно повредила растянутость – машины шли на большой дистанции друг от друга.

Дистанция между машинами.
Дистанция, оправданная при опасности массированного артобстрела и/или авианалета, не позволила конвою быстро концентрировать силы и огневые средства во время прорыва, увеличивая время обстрела арабами.
«Около бассейнов Соломона, к северу от Вифлеема, недалеко от арабской деревни Наби-Даниэль, которая доминирует над этим районом и находится всего лишь в 8 км к югу от Иерусалима, они столкнулись с мощным блок-постом и сильным огнем со стороны арабских сил.
Газета «Давар» от 28 марта 1948 г. писала: "Согласно одному из источников, бойцы конвоя смогли войти в деревню Наби Даниэль. Арабские боевики баррикадируются внутри одних домов и поджигают другие. Из другого источника сообщается, что части Хаганы вечером вышли в район боевых действий, но из официальных источников подтверждения нет".

Командир конвоя Цви Замир /на фото в центре/, будущий начальник внешней разведки Моссад (сейчас ему 97 лет), приказал всем способным это сделать водителям вернуться в Гуш-Эцион и сам вернулся с ними, оставив командование своему заместителю.
Десять машин смогли развернуться и собрать людей из поврежденных машин. По дороге им пришлось опять прорываться через арабские укрепления. Не смогла уйти 41 машина со 180 бойцами. Замир определил место боя как Наби Даниэль, и это дало конвою имя.
Около сотни бойцов конвоя заняли позицию в одном из домов, на крыше установили пулеметы. В них непрерывно стреляли. Осажденные устали, были голодны, воды у них не было.

Дом, в котором забаррикадировались бойцы конвоя.
Одновременно бой шел у бронемашины, подбитой на одном из укреплений. 15 бойцов не могли покинуть ее из-за непрерывного обстрела и из-за того, что некоторые были ранены.
Их командир, Зерубавель Горовиц приказал, чтобы все, кто сможет, немедленно покинули машину и бежали к Гуш-Эциону. Горовиц прикрыл их отход огнем. Он не был ранен, но остался с ранеными, а когда арабские боевики приблизились, взорвал машину и себя. Получил «Медаль за героизм» ЦАХАЛа посмертно, став одним из двенадцати героев Войны за независимость.
Осажденный дом был на грани захвата арабами.
Не было другого выбора, кроме как обратиться к англичанам за помощью. Англичане тянули, как могли, но на все же прибыли на следующий день. Уцелевших еврейских бойцов заставили сдать оружие, которое британцы передали вместе с уцелевшей бронетехникой арабам.

Один из врачей Красного Креста и Полумесяца пытается оттеснить арабов. На переднем плане – британский солдат.

Британский полицейский рядом с группой арабов во время переговоров. В центре автобус с разбитыми стеклами.
Конвой, так легко пробившийся к Гуш-Эциону, сам был наголову разбит. при этом потери были невелики - 14 человек убитыми. Конвой потерял 10 бронемашин, четыре автобуса, 25 бронированных грузовиков и 150 единиц огнестрельного оружия. Погибших привезли англичане, и они были захоронены на кладбище в Санхедрии.
Дело конвоя «Наби-Даниэль» вышло за рамки сражения в Гуш-Эционе и оказалось одним из самых безобразно проведенных операций зарождающейся АОИ.
Интересный факт о деятельности англичан перед образованием Израиля. В 1946 году, британская полиция арестовывает Цви Замира за участие в незаконных доставках выживших европейских евреев в Палестину. Он проводит год в тюрьме возле Латруна, как и тысячи евреев из послевоенной Европы, для которых англичане не поленились создать концлагеря.
Формально Мишаль Сахам, координатор конвоя генерального штаба, к каждому грузовику приставил разгрузочную команду, так что вся разгрузка заняла бы по плану всего 15 минут.
Колонна должна была выехать из Гуш-Эциона в 04:00 утра, и пока команды разгружали грузовики, 4 бронетранспортера должны были помешать арабам поставить блокпосты на дороге, ведущей в Бет - Лехем.
В кибуце Рамат-Рахиль размещался спасательный отряд. Конвой должен был прибыть в Иерусалим до рассвета.
Он была разделен на 3 группы:
Авангард: 4 бронетранспортера и самолет под командованием Арье Тепера.
Основная часть колонны: 33 бронированных грузовика с 2 водителями в каждом; 4 автобуса членов Чиш и их командира Авраама Тамира. Среди грузовиков были разбросаны 6 бронемашин сопровождения, в том числе командирская машина Мишаля Шахама и Цви Замира.
Арьергард: 4 бронемашины (включая эскортное подразделение) и буксир.
Нк а что вышло на самом деле, уже рассказано.
https://palmach.org.il/en/history/database/?itemId=5608
http://cyclowiki.org/wiki/%D0%A6%D0%B2%D0%B8_%D0%97%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D1%80
https://stmegi.com/posts/76415/prinyavshie-trudnyy-boy-istoriya-konvoya-nabi-daniel/?lang=ru
и др. источники.
|
|
</> |

На что обращать внимание при остеклении балкона?
Известный русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и лирики — Сергей
Быть белым это:
Подумать
Пора
Река Сетунь.
Знаменитые факты о самом популярном инструменте
Без названия
Проблемки и вопросики

