Лаборатория. Управление качеством.

Эта лаборатория будет достаточно отвлеченной. Нет конкретного
повода для обсуждения. Просто долгие размышления и терзания.
Для тех, кто не в курсе, поведаю, что ресторан, по сути, маленький
завод с пристроенным магазином ;)
Да-да, ресторан - это производство. Причем производство достаточно
сложное. Сырье характеризуется существенными колебаниями в
характеристиках (мука, например, сильно отличается от партии к
партии и порой даже в одной партии соседние мешки могут быть совсем
разными). Автоматизации и механизации производственный цикл
поддается с большим трудом. Стандартизировать выпускаемую продукцию
тоже непросто. Да, есть ТТК (технико-технологические карты, грубо
говоря, рецепты). Есть фотографии, чтобы стандартизировать подачу.
Но это не помогает. В лучших ресторанах Екатеринбурга фуа-гра не
каждый раз подадут идеальной степени готовности (порой
пересушивают, что губительно для этого блюда).
Да, персонал тоже очень непростой - кулинарной школы просто нет,
а училища выпускают абсолютно не готовых к практической работе
людей. Советский общепит рулит. Просто пример в тему: в одном нашем
местном учебном заведении для поваров при сдаче на повара 4
разряда, если кандидат ответит на вопрос, какие 4 вида теста
бывает, то ему присваивается еще и пекарский 4 разряд. Не сделать 4
вида теста, а лишь ответить на вопрос, какие он знает (!!!). Это
пример из жизни.
Конечно, это не вина наших поваров, а беда. Русская кулинарная
традиция прервалась, советская хороша для стандартизированного
производства однотипной маловкусной (зато питательной) еды: гречки
с котлетой, супов и т.п.
Еще некоторые сложности производства: невозможность выпуска
продукции даже мелкими сериями (все готовится на заказ), продукция
скоропортящаяся (консерванты и стабилизаторы, в отличие от пищевой
промышленности, в ресторанном деле не применяются). При этом быстро
"умирают" не только готовые блюда, но и само сырье.
Какие механизмы контроля качества предлагает нам советская
общепитовская система:
1. Бракераж. Т.е., снятие проб. Очевидно, что бракераж хорошо
работает только при "столовской" системе питания. 2 кастрюли супа,
кастрюля пюре, 4 подноса котлет. С другой стороны, это, наверное,
возможно в очень крутых ресторанах, где блюд немного, стоят они
очень дорого (а значит проба в структуре себестоимости не так
велика). Невозможно пробовать 100% блюд.
2. Штрафы. На этом, как правило, все заканчивается. Если блюдо
испорчено, то виновного просто штрафуют. Виноват-не виноват никто
не разбирается. Причины "косяков" тоже не исследуются. Плюсы -
простота применения. Минусы - персонал скрывает "косяки", если
перестараться, то портятся отношения между персоналом и
руководством.
3. Обучение. Стандарты, регулярные аттестации. Примеров, где бы это
хорошо работало, увы, не знаю. В теории все должно быть хорошо. На
практике завпроизводством не очень видят пользу в этих инструментах
и используют их только для мотивации сотрудников
(аттестовался=повысили зарплату).
Ну вот и все. Фактически, больше ничего не придумано. Все
современные "кайдзены", "лины", процессные подходы обошли общепит
стороной. По крайней мере, я ни о чем подобном не слышал.
Хочу спросить своих "ресторанных" френдов - а как вы управляете
качеством? Задумываетесь об этом?
Кстати, я тут говорю только о кухне, но есть еще и официанты,
есть еще доставка. Там тоже есть качество.
Ну и нересторанных френдов прошу подключаться - может, будут какие
идеи? Как бы вы построили систему управления качеством в
ресторане?
Upd: Да, еще забыл об одном методе. Называется, "стоять над душой".
Шеф-повар (завпроизводством) постоянно находится на кухне и лично
контролирует качество всех блюд. Минусы - шеф-повар не железный.
Кроме того, не все можно проконтролировать самому, некоторые косяки
глазу не видны, а 100-процентный бракераж, опять же,
невозможен.
Upd2: Хочу дополнительно попросить высказать свое мнение не только
про одиночные заведения, но и про сети. Как быть с сетью? Особенно,
если есть заведения в другом городе?
|
</> |