Бой Кариуса при Малиново как оно было. Без сенсаций и инсинуаций.
rostislavddd — 26.07.2020 Ютуб порадовал прекрасным - латвийской реконструкцией боя в Малиново. Если ее так можно назвать.Не знаю кто такой этот могучий старикан в очках и пиджаке, но его рассказ об обстоятельствах боя и анимация абсолютно не соответствуют действительности. Дед для видео сильно не напрягался, отконспектировал "Тигры в грязи" и шпарил по конспекту не отклоняясь. Латвийские патриоты как и наши, нихера кроме повышающих боевой дух мемуаров не читают, так что приходится гипнотизировать пиплу пафосом
Рассказываю как дело было в действительности.
Если отвлечься от мемуаров и глянуть на советские документы, в частности схемы расположения сгоревших танков (они у меня есть по ВСЕМ танкам 41 тбр в этой операции), то ход боя становится нетрудно установить.
Малиново/ Малинова расположено на шоссе Двинск-Резекне (ныне А13), по обе стороны дороги. Утром 22 июля 1944 года село было занято частью сил ударного кулака 2-го Прибалтийского фронта - 5-го танкового корпуса, а именно танками 41-й танковой бригады. Которые, оседлав в этом селе шоссе, тем самым замкнули кольцо оперативного окружения вокруг части сил 290-й пехотной дивизии и приданных частей.
Карта района боевых действий, кликабельно.
Не останавливаясь на достигнутом, командир 5-го ТК генерал майор Сахно приказал командиру 41-й тбр полковнику Корчагину выслать разведотряд в направлении станции Залуми ( в 8 км от Малиново) с целью оседлать еще и ведущую в Двинск железную дорогу. Местность в данных местах довольно сложнопересеченная, сплошные леса и болота так что данный приказ видимо переследовал цель не столько пресечения железнодорожного сообщения, сколько ограничения возможности немецкой группировки по выходу из котла вдоль железнодорожного полотна. Корчагин поручил командование разведотрядом командиру 1-го танкового батальона капитану Константину Ивановичу Орловскому, чей батальон сточился в предыдущих боях под ноль.
Капитан К.И. Орловский, довоенное фото. Капитан И.Н. Мороз. Золотая Звезда на груди - ретушь.
Штабу фронта этого показалось мало и на волне успеха корпус успел получить приказ Еременко на штурм Двинска. Даугавпилс от Малиново в 20-25 км.
Но тут проснулись немцы. Сначала над Малиново появилась немецкая авиация, причинившая танкам упомянутого разведотряда ( два Т-34/85 1 батальона 41-й тбр и два ИС-2 из 1-й роты 48-го гв ттп) некоторые повреждения, так что Орловский был вынужден задержаться для ремонта машин. Потом с северо-востока (из котла) подтянулась рота немецких самоходок, видимо из 912-й бригады штурмовых орудий, немедленно завязавшая с танками 41-й тбр перестрелку. Со стороны бригады в ней участвовали Т-34/85 3-го тб во главе с комбатом - 3 капитаном Иваном Николаевичем Морозом.
Этот батальон был сформирован из трех маршевых танковых рот 18-19 июля и догнал бригаду к вечеру 21. Читай, если не считать легкого прорыва немецкой обороны вечером того же самого 21 июля, для абсолютно зеленых советских танкистов восьми (из 27) дошедших в ходе ночного марша до Малиново машин батальона (большинство механиков-водителей маршевых рот имели не более трех часов наезда на танках, командиры машин, цитирую полковника Корчагина - " не имели понятия о маневре танка"), это был первый в их жизни бой. Окончившийся вполне предсказуемой трагедией.
В самый разгар перестрелки с самоходками, со стороны Даугавпилса ( с юго запада) на шоссе появились "Тигры" 2-й роты 502-го тяжелого танкового батальона. Миновав мост в районе Грезайс-Тильтс, командир упомянутой роты, обер-лейтенант резерва танковых войск Кариус, слыша звуки близкого боя несколько состорожничал и отправил основную часть "Тигров" роты в обход села слева. Сам же Кариус, при поддержке танка своего недавнего наводчика - обер-фельдфебеля Альберта Кершера выдвинулся в него по шоссе.
Данное решение даже само по себе практически полностью исключает наблюдение Кариусом "находящихся в Малиново" советских танков. Обер-лейтенант был высокопрофессиональным и опытным танкистом, а не отчаюгой самоубийцей, так что, видя противника, в застройку и ближний бой всего лишь двумя танками лезть просто не мог. Я полагаю что он хотел сначала нанести удар по обороняющимся на северо-восточном краю села русским основной частью сил роты, и только после этого, когда советские танкисты попадут в клещи Тигров и Штугов, окончательно развалить их оборону выходом во фланг и тыл своих двух машин. Вполне типичный для вермахта сценарий боя на окружение, которые немцы навязывали при каждом удобном случае даже на уровне стрелкового взвода.
По страшной иронии судьбы, все это не понадобилось. Отсутствие у советских танкистов в ходе боя не только охранения но и наблюдения Двинского направления (куда вело мощеное шоссее!) сделало за немцев всю работу. Им ее надо было всего лишь реализовать. Что Кариус с Кершером собственно и проделали. Да так быстро, что танки выдвигавшейся по левому флангу группы даже в бою не успели поучаствовать.
Бой оказался прост как огурец. Кариус не зря уделил своему звездному часу не так много места в мемуарах. "Тигры", насколько можно понять просто двигались по шоссе, и, как на полигоне один за другим расстреливали из-за домов открывающиеся им советские машины.
Почему Малиново со стороны Даугавпилса не охранялось это сложный вопрос, на который мы вряд ли когда найдем точный ответ. Слишком много прошло времени, участвовавшие в бою танкисты умерли - а когда они были живы, Ультрапрофессиональные Епишевские Военные Историки занимались чем угодно, но не извлечением из поражений надлежащих уроков и вписыванием их в подкорку советских воинов. У них в теплых кабинетах рядом с бомбоубежищами все было хорошо, так что для тех кому предстояло гореть в танках вполне хватало лозунга "А зачем нам такая правда?".
Я могу предположить, и судя по исходу боя под Фермами (с немецкой стороны действовали несколько самоходок и ПТА 24-го гренадерского полка), где в безвозврат ушли сразу тринадцать танков 1/41 тбр УГАДАЮ, что причины катастрофы надо искать в личности капитана Орловского. Который там, сбив немцев, вел батальон в предбоевых порядках без разведки и охранения до тех пор, пока не завел в огневой мешок.
Может быть, в ходе ремонта машин капитан Орловский пренебрег наблюдением, может быть по объективным или субъективным причинам решил проигнорировать приказ штабрига прикрыть танки Мороза с тыла, может быть счел просьбу об этом же от свеженазначенного и младшего возрастом на 8 лет комбата унижением своего достоинства - тут может быть многое. Но факты, а схема расположения сгоревших танков бригады это факты и есть, говорят о том что разведотряд 3-й батальон немецкого от удара с тыла не только не спас, но и видимо даже не успел о нем предупредить. И то что Орловский в этот раз вместе со своим экипажем сгорел в танке, пытаясь исправить свою ошибку, делу нисколько не помогло . Это его Т-34/85 расстрелял танк Кершера, когда советские танкисты все таки обнаружили в Малиново "Тигр" Кариуса. Было уже поздно. Исход боя был решен еще до первого выстрела.
И решен, повторюсь, не Кариусом, а тем (или теми) советскими командирами кто забыл об охранении и наблюдении по сторонам. Если брать современнность, три группы 2-й обрспн под Харсеноем убил не Хаттаб, нет - их убили их собственные командиры. Также как взвод лейтенанта Игошина, 6-ю роту и много кого еще. И да, 131-ю мсбр с 81-м мсп конечно тоже.
Вернемся в 1944. Расстреляв стоявшие южнее деревни танки неудачливого разведотряда, при этом сгорели танки Т-34/85 №410 капитана К.И. Орловского, командир машины мл. лейтенант Ф.А. Боженов (корпус №Г-4060530, двигатель № Е-404177) и №420 ( корпус №Г-4060491, двигатель № Е-404440), а также танки ИС-2 №28 гв. лейтенанта Г.Р. Ромазанова (корпус № 405114, двигатель № 405894) и №29 гв мл. лейтенанта В.А.Березина (корпус № 40563, двигатель № 405540), "Тигры" Кариуса и Кершера двинулись дальше и на северно восточном краю села ударили в спину перестреливающимися с самоходками из-за возвышенностей тридцатьчетверкам Мороза, расстреляв там еще шесть машин.
Ушли две.
Впрочем, учитывая что две уцелевшие тридцатьчетверки "скрылись в лесу восточнее Малиново" на часть уничтоженных тут танков 3-го тб как я считаю вполне могут претендовать и немецкие самоходчики. Тридцатьчетверки там попали к клещи, как никак.
Под перекрестным обстрелом немецких танков и самоходок северо-восточнее Малиново сгорели танки Т-34/85 №450 капитана И.Н. Мороза (корпус №Г- 46514, двигатель № 405601), №452 (корпус № 46437, двигатель № 4051154), №466 (корпус № 46361, двигатель № 4051094), №472 (корпус № 46483, двигатель № 405369), №473 (корпус № 46442, двигатель № 404631) и №475 (корпус № 46361 двигатель № 405512).
Изюминкой на торте столь удачного для Кариуса с Кершером дня стала неудачная попытка гвардейцев 48-го гвардейского тяжелого танкового полка спасти гибнущих на шоссе танкистов 41-й бригады. При выходе ИСов 4-й роты 48-го полка на линию горящих танков уничтоженного разведотряда они сожгли еще три машины, а именно танки ИС-2 №41 командира роты гв. ст. лейтенанта М. М. Красикова (корпус № 40491, двигатель № 4055384), №44 гв. лейтенанта Колесникова (корпус № 40535, двигатель № 4041183) и №45 гв. лейтенанта М.А. Богонина (корпус № 40362 двигатель № 405544)
Застрелившимся не желая сдаваться в плен "русским майором - Героем Советского Союза", в чьем планшете немцы обнаружили крайне ценные документы, был капитан И.Н. Мороз. Об этом говорит все и собственно, больше им быть некому. Ему было всего 23. Впрочем, на груди его немцы увидели не Золотую, а Красную Звезду. Героями Советского Союза они с Орловским стали посмертно, по окончанию Двинской операции. Пытавшимся скрыться вместе с ним, и погибшим рядом с комбатом танкистом был радист-пулеметчик мл.сержант А.М. Лоскутников.
Тела капитан И.Н. Мороза и мл.сержанта А.М. Лоскутникова были найдены сослуживцами только 28 июля, когда Малиново уже пять дней как стало советским . В этом плане мемуарам Кариуса явно можно верить. Немцы их действительно похоронили.
1. Командир 1-го танкового батальона 41-й танковой бригады, Герой Советского Союза капитан Константин Иванович Орловский.
2.Командир танка Т-34 1-го танкового батальона 41 танковой бригады младший лейтенант Федор Афанасьевич Боженов.
3.Механик водитель танка Т-34 1-го танкового батальона 41 танковой бригады сержант Алексей Николаевич Ефимов.
4.Командир 3-го танкового батальона 41-й танковой бригады, Герой Советского Союза капитан Иван Николаевич Мороз.
5.Командир роты 3-го танкового батальона 41-й танковой бригады, лейтенант Николай Павлович Равинский.
6.Командир танка Т-34 3-го танкового батальона 41-й танковой бригады, лейтенант Петр Васильевич Прокопьев.
7.Командир танка Т-34 3-го танкового батальона 41-й танковой бригады, младший лейтенант Степан Федорович Полозов.
8.Командир танка Т-34 3-го танкового батальона 41-й танковой бригады, младший лейтенант Александр Данилович Кнорпель.
9. Командир орудия танка Т-34 3-го танкового батальона 41-й танковой бригады, сержант Георгий Федорович Карпилик.
10.Заряжающий танка Т-34 3-го танкового батальона 41-й танковой бригады,сержант Михаил Михайлович Аверьянов.
11.Заряжающий танка Т-34 3-го танкового батальона 41-й танковой бригады, сержант Евгений Николаевич Крылов.
12.Командир орудия танка Т-34 3-го танкового батальона 41-й танковой бригады, сержант Александр Михайлович Маслов.
13.Радист-пулеметчик танка Т-34 3-го танкового батальона 41-й танковой бригады, сержант Сергей Григорьевич Меньшиков.
14.Заряжающий танка Т-34 3-го танкового батальона 41-й танковой бригады, сержант Михаил Иванович Черепанов
15.Радист-пулеметчик танка Т-34 3-го танкового батальона 41-й танковой бригады, сержант Савелий Фатеевич Немиров
16.Заряжающий танка Т-34 3-го танкового батальона 41-й танковой бригады, мл.сержант Федор Максимович Соколов.
17.Радист-пулеметчик танка Т-34 3-го танкового батальона 41-й танковой бригады, мл.сержант Александр Максимович Лоскутников.
18.Командир орудия танка Т-34 3-го танкового батальона 41-й танковой бригады, мл.сержант Владимир Федорович Винюков.
19. Командир взвода 48 гв.тяжелого танкового полка, гв.лейтенант Галимзян Ромазанович Ромазанов.
20. Радиомастер 48 гв.тяжелого танкового полка, гв.старший сержант Алексей Степанович Михайлов.
Что же касается мемуаров Отто Кариуса в целом. Судя по прилагаемым к книге боевым документам батальона и освещающим те же бои с другой стороны советским документам, свои успехи в ходе войны Кариус завышал не больше чем на треть-четверть, а что касается мясорубки на Нарвском плацдарме в марте 1944 похоже что не завышал вообще. Его друг Белтер в этом плане был куда как больше креативен - к примеру когда описывал Куровски бой где он колонну штаба 5-го тк не зная того почти поймал, но почти не причинив потерь профукал (сгорела прикрывавшая отход колонны тридцатьчетверка из 704-го обс) . Да и в отчете батальона немецкая версия боя сильно отличается от советской.
PS. Книгу Отто Кариуса я пожалуй назову образцом для всех военных пишущих свои мемуары. Один из самых эффективных в реальности а не на бумаге танковых асов Второй Мировой Войны только в самом конце написания "Тигров в грязи" не справился с давлением пиаркомпаний убивавших русские танки сотнями камрадов. Которые в массе своей и близко не участвовали в боевых действиях столь же интенсивно как он.
Из заметного, откровенно не постеснялся Отто Кариус в своей книге ровно два раза. Это при описании боя в Малиново, когда уничтоженные Т-34 трансформировались в ИС-2 (но тут может быть опечатка в рукописи, ну или память после тяжелейшего ранения в шею подвела) и при рассказе о своем последнем бою (что на востоке, что вообще) - перестрелке с колонной 5-й мсбр и 1515-го сап в Барсуках. Где он по отчету батальона уничтожил 2 Т-34, по мемуарам 28, а реально - ни одной. Из ББМ 5-го тк имею ввиду. СУ-76 №1506 в Бондаришках сожгли днем 23 июля немецкие зенитчики , когда 5-й тк вновь и в этот раз намертво оседлал Двинское шоссе. Наблюдаемая на карте 70-я тбр появилась там утром, после отхода Тигров.
|
</> |