Босх крупным планом

Бог же ж мой, сколько он написал... Куратор на Венецианской биеннале! - впечатляет. Сразу захотелось все эти книжки прочитать)
Не сильно старше нас, на лекциях нас сидело человека 3-4-5 обычно. Он просто показывал репродукции и рассказывал, но именно эти лекции почему-то запомнились больше остальных, "профильных". Про фаюмский портрет мы узнали именно от него. Конкретно с Босхом рассказывал про символику: жаба - символ дьявола, лестница - пути к познанию, стрела - зло, сова - мудрость, но фаворитом нашим была воронка! Символ шарлатанства.
«Извлечение камня глупости» (приписывается):

В 20 веке Босха подняли на щит, как "сюрреалиста XV века", его фантастических уродцев записали в прообразы фантасмагорий Дали. Чертовщину на полотнах рассматривать действительно чертовски интересно (что это? и почему в изобразительном искусстве зло определенно привлекательнее добра?).
«Сад земных наслаждений», 1500—1510, Прадо, Мадрид, фрагменты:


Правая створка, «Музыкальный Ад»:



«Искушение святого Антония», 1505—1506, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон:


Рыба-скорпион:

Антоний в воздухе:

Птица-почтальон:


Аллегория чревоугодия и любострастия. Около 1500. Художественная галерея Йельского университета:

Так что за босховскими уродцами надо ехать в Мадрид и Лиссабон.
Пост из серии про то, как "каждый день я честно намереваюсь утренние часы отдать работе" (и не получается, надо "раскачаться" сначала), ну а вечером полистать картинки - это святое)
Одно из самых любимых - как это я пропустила во вчерашнем посте, видела же!
Когда с таким трудом, упорно
Корабль я этот стихотворный
Своими создавал руками,
Его наполнив дураками,
То не имел, конечно, цели
Их всех купать в морской купели:... (http://klio.tsu.ru/Narrenschiff1.htm#%D0%9F%D0%A0%D0%9E%D0%A2%D0%95%D0%A1%D0%A2).
Корабль дураков, 1495-1500, Лувр:

|
</> |