Борис Шаров "Русь против крестоносцев"

«Крещение или смерть»
Начало второго тысячелетия в Западной Европе было временем небывалого религиозного подъёма. Десятки тысяч крестоносцев, вдохновлённые папой Урбаном II, ринулись освобождать от мусульман Палестину и Гроб Господень. Предприятие поначалу оказалось не только успешным, но и сверхприбыльным.
Но первоначальный натиск натолкнулся на нарастающее сопротивление. И в 1147 году влиятельный католический деятель Бернард Клервоский посоветовал своему бывшему ученику, а теперь папе Евгению III сменить вектор крестовых походов с юга на восток. Совсем рядом, в Европе, с избытком хватало язычников: ободритов, пруссов, эстов.
Вскоре Евгений III издал буллу, получившую название «Божественное распространение». Походы в Прибалтику приравнивались к походам в Святую землю. Призыв папы пришёлся особенно по вкусу германским рыцарям. Палестина была далеко, а первую скрипку там играли англичане с французами. К тому же мусульмане казались более грозным противником, чем славяне и прибалты.
В 1204 году папа Иннокентий III одобрил создание ордена меченосцев. Он был учреждён рижским епископом Альбертом фон Буксгевденом и ему же подчинялся. Братья-меченосцы выступали под лозунгом «Крещение или смерть».
Поначалу рыцарей в ордене было мало — к 1207 году их насчитывалось не более двадцати. Даже вместе с оруженосцами, наёмниками и «паломниками» (такими же рыцарями, но не давшими обета) войско получилось скромным. Нечего было и думать о том, чтобы покорить ятвягов, литовцев, пруссов или ливов. Оставалось, опираясь на Ригу, создать собственное государство в Ливонии — на землях нынешних Латвии и Эстонии.
"Русская история".
|
</> |