рейтинг блогов

Бондарчукам на заметку: настоящая "белая субмарина"

топ 100 блогов strangernn06.11.2011
Бондарчукам на заметку: настоящая
HMS X1 (кликабельно)

Давненько у меня ничего эдакого не проплывало, надо бы исправиться. Так вот, извольте-с получить натуральную "белую субмарину" и расписаться: либо Стругацкие знали про эту подводную лодку (что, в силу профессии одного из братьев - вполне реально, кстати), либо одно из двух... В общем, так или иначе, но английская подводная лодка X1 достаточно точно (за вычетом неведомой британцам обр.1921 года атомной силовой установки) совпадает с описанным в "обитаемом острове".

Бондарчукам на заметку: настоящая
Подводный крейсер X1 в море (кликабельно)

Мне, к сожалению, очень сложно представить, что творилось в головах тех, кто этот проект придумывал, рассматривал и утверждал, - но за почти 30 лет до изобретения аминазина могло быть всякое. Казалось бы, Первая Мировая убедительно доказала, что основное оружие подводной лодки - скрытность и еще раз скрытность! Обнаруженную подводную лодку начинают клевать глубинными бомбами с миноносцев и гидропланов, - а приличное бронирование, пригодное для надводного артиллерийского боя, ПЛ таскать не может по определению.

Да и совершенно нефатальные для любого надводного корабля повреждения - для подводной лодки означают пускай отсроченную, но и то ненадолго, - гибель. Лишенная возможности уйти на глубину, а в надводном положении уступающая в скорости противнику - лодка будет обречена уже после первых попаданий. Если, вообще, полутора- или двухкорпусная лодка просто не пойдет на вечное погружение после появления дыр в главных балластных цистернах.

Бондарчукам на заметку: настоящая
не очень хорошее, но крупное фото HMS X1 (кликабельно)

Но это мне хорошо сейчас рассуждать, а в 1921 году британцы заложили и в декабре 1925 года ввели в строй удивительный "подводный крейсер для надводного боя", подводную лодку X1. Вооруженная четырьмя 132-мм пушками QF 5.2 inch Mk I в двух башнях (и шестью ТА)- 110-метровой длины ПЛ на момент спуска на воду являлась крупнейшим подводным кораблем с полным (подводным) водоизмещением 3700 тонн и дальностью хода в надводном положении до 12400 морских миль (почти 23 тысячи км).

Отдельного упоминания заслуживает силовая установка: два дизеля по 3000л.с. крутили гребные винты, а еще два дизеля, по 1200л.с. (попертых с трофейной немецкой ПЛ) использовались для вращения генераторов, заряжавших аккумуляторные батареи. Для подводного же хода имелись два электромотора по 1000л.с.

В случае острой необходимости все двигатели могли работать вместе, выдавая на гребные валы мощность около 8000л.с., что позволяло лодке развивать на поверхности внушительную скорость в 19.5 узлов (36,1 км/ч). Скорость же подводного хода достигала девяти узлов.

Бондарчукам на заметку: настоящая
Подводная лодка X1 в покое (кликабельно)

В общем, все это хорошо, все это здорово, - но как это применять в реальном морском бою не понимали даже в адмиралтействе. В силу изложенных выше причин - лодка, по-моему, получилась какая-то уж очень диверсионно-террористическая: доплыть хрен знает куда, скрытно подобраться к берегу, подвсплыть на уровень, позволяющий стрелять из пушек, разворотить четырьмя сотнями снарядов что-то важное, - и постараться суметь удрать до того, как опомнившийся противник до нее доберется. Больше никакого разумного применения не получается - воевать с эсминцами и крейсерами для нее самоубийственно, а для терроризирования грузовых пароходов вполне хватало и обычных для субмарин того периода 1-2 открыто установленных пушек калибра 76-105-мм. Да и с точки гидродинамики это решение выглядело предпочтительнее - ПЛ Х1 же т.з. обтекаемости в подводном положении - тот самый "ужас-ужас-ужас" из анекдота.

Бондарчукам на заметку: настоящая
...и на ходу (кликабельно)

Роковым же фактором в судьбе ПЛ Х1 стала ее новизна. Перегруженная механизмами и необычными узлами лодка постоянно ломалась, а внутренние помещения ее отличались никакой обитаемостью и постоянной сыростью (как я понимаю, поворотные основания башен толком загерметизировать так и не удалось). Во время своего похода в Гибралтар и обратно (1926 год) она едва доползла домой из-за выхода из строя двигателей, в 1928 году лопнул правый гребной вал...

В общем, весь британский подводный флот облегченно выдохнул, когда в 1926 году подводный крейсер Х1 уволили в резерв, где он(а) и простоял до 1936 года, когда окончательно устаревшую и крайне несуразную конструкцию таки разделали на металл в Пемброке.
P.S. Да, я в курсе про пушечную лодку М1 с 305-мм пушкой, но не знаю надо ли писать про нее? Вроде бы, материалы на русском - не дефицит...
P.P.S. Ах да, забыл совсем. <ритуально плюет на лысину Федора>

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Спрошу вот тут, наверняка меня "панганцы" нынешние и бывшие читают:1. Где на Пангане есть ХОРОШИЙ массаж. Вы помните, я "привереда", так как являюсь обучнным и сертифицированным тайским массажистом, и знаю КАК ИМЕННО делается настоящий тайский ...
18 сентября в России пройдут выборы  в государственную думу РФ. Избирательные комиссии заранее побеспокоились, чтоб  любой гражданин РФ  приложив не значительные усилия  мог сорвать  избирательный процесс.  Достаточно посмотреть на это фото. ...
Не знаем ответов. Хуже того, не знаем вопросов. У нас все впереди. Эта мысль тревожит. Президент не может обойтись без народа. Это его слабое место. Демократы стесняются употреблять слово "товарищ". Они слишком хорошо друг друга знают. ...
Кратко - как Венесуэла дошла до жизни такой 1. Когда цена на нефть была высокой - Уго Чавес дарил или продавал по низкой цене нефть половине стран Латинской Америки. На остатки денег строил бесплатное жилье (строили китайцы и белорусы) и покупал оружие. Теперь у Венесуэлы нет ЗВР 2. ...
Дисклеймер: всё изложенное ниже является авторскими галлюцинациями и совершенно никак не относится к реальной действительности. АВТОРУ ВСЁ ЭТО ПРИСНИЛОСЬ. Табак, как всем известно, суть растение семейства паслёновых, содержащее в себе никотин, являющийся агонистом ацетилхолина - ...