Бондарчукам на заметку: настоящая "белая субмарина"
strangernn — 06.11.2011
HMS X1 (
кликабельно)
Давненько у меня ничего
эдакого не
проплывало, надо бы исправиться. Так вот, извольте-с получить
натуральную "белую субмарину" и расписаться: либо Стругацкие знали
про эту подводную лодку (
что, в силу профессии одного из братьев - вполне реально,
кстати), либо одно из двух... В общем, так или иначе, но
английская подводная лодка X1 достаточно точно (за вычетом
неведомой британцам обр.1921 года атомной силовой установки)
совпадает с описанным в "обитаемом острове".
Подводный крейсер
X1 в море (
кликабельно)
Мне, к сожалению, очень сложно представить,
что творилось в головах тех, кто этот проект придумывал,
рассматривал и утверждал, - но за почти 30 лет до изобретения
аминазина могло быть всякое. Казалось бы, Первая Мировая
убедительно доказала, что основное оружие подводной лодки -
скрытность и еще раз скрытность! Обнаруженную подводную лодку
начинают клевать глубинными бомбами с миноносцев и гидропланов, - а
приличное бронирование, пригодное для надводного артиллерийского
боя, ПЛ таскать не может по определению.
Да и совершенно нефатальные для любого надводного корабля
повреждения - для подводной лодки означают пускай отсроченную, но и
то ненадолго, - гибель. Лишенная возможности уйти на глубину, а в
надводном положении уступающая в скорости противнику - лодка будет
обречена уже после первых попаданий. Если, вообще, полутора- или
двухкорпусная лодка просто не пойдет на вечное погружение
после появления дыр в главных балластных цистернах.
не очень хорошее, но крупное фото
HMS X1
(
кликабельно)
Но это мне хорошо сейчас рассуждать, а в 1921
году британцы заложили и в декабре 1925 года ввели в строй
удивительный "подводный крейсер для надводного боя",
подводную лодку X1. Вооруженная четырьмя 132-мм пушками
QF 5.2 inch Mk I в двух башнях (и шестью ТА)- 110-метровой
длины ПЛ на момент спуска на воду являлась крупнейшим подводным
кораблем с полным (подводным) водоизмещением 3700 тонн и дальностью
хода в надводном положении до 12400 морских миль (почти 23 тысячи
км).
Отдельного упоминания заслуживает силовая установка: два дизеля по
3000л.с. крутили гребные винты, а еще два дизеля, по 1200л.с.
(попертых с трофейной немецкой ПЛ) использовались для вращения
генераторов, заряжавших аккумуляторные батареи. Для подводного же
хода имелись два электромотора по 1000л.с.
В случае острой необходимости все двигатели могли работать вместе,
выдавая на гребные валы мощность около 8000л.с., что позволяло
лодке развивать на поверхности внушительную скорость в 19.5 узлов
(36,1 км/ч). Скорость же подводного хода достигала девяти
узлов.
Подводная лодка
X1 в покое (
кликабельно)
В общем, все это хорошо, все это здорово, - но
как это применять в реальном морском бою не понимали даже в
адмиралтействе. В силу изложенных выше причин - лодка, по-моему,
получилась какая-то уж очень диверсионно-террористическая: доплыть
хрен знает куда, скрытно подобраться к берегу, подвсплыть на
уровень, позволяющий стрелять из пушек, разворотить четырьмя
сотнями снарядов что-то важное, - и постараться суметь удрать до
того, как опомнившийся противник до нее доберется. Больше никакого
разумного применения не получается - воевать с эсминцами и
крейсерами для нее самоубийственно, а для терроризирования грузовых
пароходов вполне хватало и обычных для субмарин того периода 1-2
открыто установленных пушек калибра 76-105-мм. Да и с точки
гидродинамики это решение выглядело предпочтительнее - ПЛ Х1 же
т.з. обтекаемости в подводном положении - тот самый
"ужас-ужас-ужас" из анекдота.
...и на ходу (
кликабельно)
Роковым же фактором в судьбе ПЛ Х1 стала ее
новизна. Перегруженная механизмами и необычными узлами лодка
постоянно ломалась, а внутренние помещения ее отличались никакой
обитаемостью и постоянной сыростью (
как я понимаю, поворотные
основания башен толком загерметизировать так и не удалось). Во
время своего
похода в Гибралтар и
обратно (1926 год) она едва доползла домой из-за выхода из
строя двигателей, в 1928 году лопнул правый гребной вал...
В общем, весь британский подводный флот облегченно выдохнул, когда
в 1926 году подводный крейсер Х1 уволили в резерв, где он(а) и
простоял до 1936 года, когда окончательно устаревшую и крайне
несуразную конструкцию таки разделали на металл в Пемброке.
P.S. Да, я в курсе про
пушечную лодку М1 с 305-мм пушкой, но не знаю надо
ли писать про нее? Вроде бы, материалы на русском - не
дефицит...
P.P.S. Ах да, забыл совсем. <
ритуально плюет на лысину
Федора>