Большой террор. Секретность, которая всему мешает.
kw_strukov — 10.03.2023Тем кто хочет серьёзно ознакомиться с темой большого террора
37-го года (дальше БТ37), я порекомендую ЖЖ П.Г. Балаева серп и молот. У меня же здесь лишь продолжение
рассуждений дилетанта.
В предыдущих двух постах я больше всего касался выдвинутых разными
историками версий причин БТ. Начал я именно с мотивации, наверное
потому же, что и обычный следователь. Понимая причины и цели, легче
раскрыть преступление. Яснее становится, что и где искать. Как вы
заметили, ни одна из официальных версий не выглядит убедительной, и
все они в итоге соскальзывают к исходной: все коммунисты маньяки.
Что конечно не серьёзно. Можно быть триста раз маньяком, но борясь
за власть против нормальных людей, тебе придётся вести себя, как
разумный человек. Как-то сдерживать себя придётся. Конечно маньяк
ничего никому не должен. Однако, если его не затоптали в
политической борьбе, то он действовал не хуже прочих не маньяков.
Значит, сумел держать себя в руках в достаточной мере и поэтому,
совершенно всё равно, маньяк ли он. Ну а раз лица объявленные
официальной историей авторами БТ37 умерли своей смертью, то значит,
и вели они себя достаточно адекватно.
Раз так всё мутно с официальными версиями причин террора, может стоит конкретно коснуться методов БТ37? Мотивы преступления разбирали, значит пора разобраться и с методами. Если быть более конкретным, то хочу спросить вас, что вы думаете про секретные судебные органы? Как по вашему вообще может работать секретный государственный орган? Подумали? Хорошо. А зачем я это у вас спрашиваю? Да именно потому, что такой орган, а точнее органы, якобы и осуществили БТ37. Во всяком случае по официальной версии.
Если следовать канонической версии БТ37, то его сердцем, двигателем, основным органом террора, были так называемые секретные тройки или двойки. В разных версиях БТ37 есть разночтения, но большинство из них сходятся в следующем: Для проведения репрессий секретным приказом наркома НКВД Ежова были созданы особые секретные внесудебные органы. В эти органы, распоряжением НКВД, были включены представители НКВД, прокуратуры и партийного руководства СССР.
Процитирую википедию: «Тройки НКВД СССР или республиканские, краевые и областные тройки НКВД СССР — органы административной (внесудебной) репрессии при республиканских, краевых и областных управлениях НКВД СССР, созданные в целях проведения операции по репрессированию «антисоветских элементов» и действовавшие в Союзе ССР с августа 1937 по ноябрь 1938 года.
Состояли из трёх человек — начальника областного УНКВД, секретаря обкома ВКП(б) и прокурора, чем и обусловлено их название. Тройки НКВД СССР осуществляли свою деятельность в соответствии с Оперативным приказом народного комиссара внутренних дел СССР от 30 июля 1937 года № 00447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов» в составе руководителя управления НКВД СССР по республике (краю, области), секретаря обкома ВКП(б) и прокурора республики (края, области); имели право приговаривать арестованных лиц к расстрелу, а также заключению в лагеря или тюрьмы на срок от 8 до 10 лет.»
Всё понятно? Отлично! Рад за вас. Потому, что мне вот очень интересно, а как такой секретный орган может хоть что-то делать? Он ведь секретный, а значит его материалы, распоряжения, документы тоже засекречены! Его действия есть тайна от остального государства! Система сама по себе, а такой вот #секретный_тайный_совет, сам по себе?! Как жить то такому органу? Ответ очевидный. Он может действовать только через другие явные органы. Например тайный совет при английском монархе. Он собирается тайно. Кто туда входит достоверно неизвестно. Что там они обсуждают, тоже тайна. Но правит вполне официальный и публичный монарх, которому этот тайный совет, тайно советует.
Что бы решения тайных органов стали указанием для исполнителей, нужно издать соответствующие не тайные распоряжения. Эти самые распоряжения нужно направить чиновникам, или служащим. Распоряжения должны исходить из соответствующих руководящих органов. Эти самые распоряжения должны хотя бы формально быть законными. Ведь чиновник принявший к исполнению незаконное распоряжение начальника, сам рискует. Начальство может поменяться, и что тогда? Он даже, если и станет выполнять такое распоряжение, то из под палки. Вполне вероятно, саботируя его исполнение, и совершенно точно потребует у руководства письменного разъяснения, что тут у нас и как. Просто, что бы прикрыть свой зад от неминуемых проблем в будущем.
Когда нужно срочно и тайно сделать что-либо, так не поступают. Получив тайное распоряжения от тайного органа, чиновник не кинется его исполнять! Он в первую очередь убедится, не ерунда ли это, не розыгрыш ли. Неизвестно_кто не указ чиновнику. Даже если этот Некто большой начальник в смежном ведомстве, то ничего он не сможет. Чиновник просто переведёт стрелки на своего начальника, и умоет руки. А вот зачем вот это всё начальство, бумажки, указания? А просто затем, чтобы кто ни попадя не мог прийти, сесть «наверху», и начать командовать, как всамделишное начальство. А даже всамделишное начальство тоже не может указать чиновнику переступить через закон. Он банально не станет брать на себя ответственность в совершении преступления.
Что у нас получается? 1) Нужно включить разных чиновников, от которых будут исходить указания в состав такого тайного органа. 2) Эти чиновники должны обладать соответствующими несекретными полномочиями. 3) Свои действия они должны оформить в виде открытых указаний подчинённым. 4) Подчинённые обязательно постараются получить от руководства письменные разъяснения опирающиеся на открытые законы, а не на тайные распоряжения, тайных органов. В итоге, не важно тайный судебный орган или явный, но он оставит после себя массу открытых документов!
Каждый раз, когда человек будет выводиться из под действия обычных законов и органов власти, то эти самые органы, по каждому делу будут требовать санкции от своего руководства. Ту самую бумажку, которая снимет с них ответственность, и передаст дело тайному органу. Причём по каждому конкретному делу, а иначе система вообще не сможет работать. В противном случае, любой судья сможет взять у вас деньги, и выкинуть любые документы. Сможет назначить любой приговор, если сойдётесь в цене. При этом всё совершенно без последствий для себя. На любой вопрос: «А как так то? Ты что творишь?» — просто скажет — «Потому что секретная тайна, самим понимать нужно! Что-бы я ни сделал, я имел на это полное тайное право!» Такую халяву не устраивают нигде, и никому. Потому, что такая страна буквально за месяц развалится.
А допустим захочет такой тайный орган избавится от «лишних» документов? А снова ему нужно плодить явные указания, что бы передать конкретные документы в нужное место. Очень много людей нужно задействовать. Потому не избежать писать и писать не секретные документы: распоряжения, указания, справки. Снова нужно делать всё законно и открыто! Снова останутся многочисленные следы. Не выйдет у него собрать все документы у себя. Не выйдет хотя-бы и потому, что среди осуждённых есть не только расстрелянные. Все те кто сидят, должны иметь на себя дела. В них должно быть указано, кто и как их осудил. Эти дела и являются основанием для содержания их в тюрьме, лагере, и т.п. Неужели для кого-нибудь секрет, что нельзя просто прийти к тюрьме, и сесть на довольство к государству? Сразу начальство тюрьмы спросит охрану: «А вот этот вот кто? Что он тут делает? Чего кормить его?» А не спросит это начальство, следующее точно поинтересуется. Так что дела эти, должны быть вполне доступными, без страшных грифов. Мелкому начальству на местах вряд ли оформят допуски уровня наркома? А если нет таких страшных уровней допуска? Если все про всё знают?
Тогда возникает вопрос номер один: Зачем заводить эту секретную шарманку? А вменяемого ответа на этот вопрос, в рамках официальной версии нет! Вы наверное подумаете, что я дурак? Ведь любому ясно, что эти тройки нужны были, что бы людей не судить, а стрелять! А нужны ли они для такого? Что мешает установить нужные законы, или внести временные изменения в деятельность уже существующих судов? Да ничего не мешает. Ничего не мешает, если вы действительно хотите устроить БТ37! Использование уже существующих судебных органов не только способно сохранить тайну, но и автоматически имеет работающую систему контроля за действием этих самых судов. Если такого контроля нет, то проснулся товарищ Сталин, с утра а все его сторонники мёртвые лежат, и подпись его под приказом расстрелять, как настоящая?! А ещё его же записка, в которой он сам приказал расстрелять себя во сне!
Отсюда вытекает вопрос номер два, а кто будет сторожить сторожей? Кто, и как контролирует деятельность троек? Это ведь могут быть только лица облачённые никак не меньшей властью, и имеющие такие-же допуски к секретным материалам! Вы наверное скажите: «Да Сталин сам и будет контролировать!» — я соглашусь — «Хорошо, пускай сам! Да и кому такое доверишь?» Тогда вопрос: «Сколько времени у товарища Сталина в сутках?» Хватит ли его времени контролировать хотя-бы сотни три дел и персоналий? А три тысячи? А полтора миллиона? Ответ нет! Хотя-бы по одной этой причине никто не станет плодить чрезвычайные, тайные, бесконтрольные суды!
Устроив такой суд, вам автоматически нужно иметь параллельно: нормальные суды, суды тайные, органы контролирующие обе ветки, нужно оформлять передачу людей из явной судебной системы в тайную и обратно. Нужно уведомить все вообще другие наркоматы, о новом порядке работы судебной системы. Что бы там в этих наркоматах не путались, куда пропал сотрудник! Нужно установить порядок доступа к тайне для всех служащих. Т.е. чем больше начинаем думать и спрашивать, тем всё более странно выглядит эта идея именно тайных судов. Вот эта самая секретность губит всё дело. Она мешает буквально на каждом шаге! Секретность создаёт массу препятствий тому, зачем якобы были созданы эти тройки! Массовость террора просто невозможно осуществить в рамках подобной секретности!
Даже на войне, где делают нечто подобное, так не поступают. Там секретно проводится только подготовка к операции. А вот когда операция началась, то идёт она открыто. На этапе исполнения секретность уже помеха. Секретный массовый террор, это равноценно секретному наступлению на войне. Настолько тайному, что и противник про него не знает! Но нам ведь это и не нужно? Смех да и только! Излишняя секретность вредна потому, что нужно подвергнуть истреблению такие массы людей, что это тайно провернуть просто нельзя. Если вам нужно убить 2, 3, 10, 1000 людей, есть шанс. Если счёт идёт на сотни тысяч — увы нет. Повторю, готовится к такому можно тайно. А вот делать, увы нет! Никто пока такое не смог. Только нарком НКВД Ежов смог?
Например, те же нацисты устраивая Холокост, ограничились рядом несекретных совещаний. Потом тайная подготовка планов. Дальше, уже только открытые документы и действия государственных органов. Никакой паралельщины. Обычные документы. Для проведения переселения евреев в гетто официально созданы специальные команды. Определены списки конкретных евреев... Лагеря строились открыто! В общем, даже не хочу продолжать.
Разве что стоит упомянуть такой момент. Нацисты, избежавших арестов евреев, продолжали преследовать. Неоднократно проводятся акции по их поиску и поимке. А вот в СССР все враги народа не попавшие под каток БТ37 государству не интересны! Не возвращается оно к этому вопросу! Не ищет лиц избежавших наказания. Вы вот всерьёз можете вспомнить аналогичное отношение государства к врагам? Это даже не либерализм, это просто потакание врагу! Типа, приза за хитрость тем, кого не поймали в кампанию 37-38 годов? Если не признали врагом, то амнистия? Кто в домике, того чур не трогать? Два раза за один террор не судят?!
Мне видится всё проще. Фашисты расправлялись с реальными евреями. Это был настоящий террор. А то что мы имеем в настоящее время с БТ37 — это сказка. В ней репрессированный народ возникает, как временный персонаж, а потом растворяется в небытии, когда он автору уже не нужен. В сказке или книжке такое нормально. В жизни так не бывает.
Вопрос номер три: а кто собственно такой нарком НКВД Ежов? Чем должен заниматься этот человек по службе? Что он может, а главное чего он не может? Может этот человек многое, а вот не может он ровно одно! Не может нарком НКВД распоряжаться сотрудниками других наркоматов по своему усмотрению. Это в НКВД он царь и бог, а в наркомате например просвещения, просто ещё один советский деятель. Не сможет Ежов даже перевести в школу к своим детям например Макаренко. Сможет только попросить сделать так. И не факт, что ему не откажут! Ведь товарищ Сталин, тоже может попросить. Логично же? Логично! Тогда почему-же не странно то, что нарком смог отдать секретное распоряжение не сотрудникам своего наркомата? Напомню, он дал распоряжение создать орган, и включить в него сотрудников прокуратуры и партийного руководства. Как так? Вам известно хоть, что то подобное вообще в истории?
Обычно, если требуется создать межведомственный орган, то его создаёт руководство стоящее над всеми этими ведомствами. В этом конкретном случае, это могло быть только Правительство СССР. Это самое правительство в своём распоряжении, и установило бы порядок формирования и состав этих органов. Установило им рамки и цели действий. Потребовало бы от ведомств направить представителей. Описало бы требования к таким представителям. Указало бы сроки исполнения. Назначило бы персонально ответственных в каждом из ведомств. Установило бы порядок соблюдения секретности. Назначило бы общее руководство. Далее правительство могло поручить тому же Ежову подготовить проект постановления. Потом оно могло рассмотреть этот проект, доработать или принять его. Потом уже прокуратура, партийные органы и НКВД издали открытые указания своим сотрудникам. Спустя некоторое время возникли бы ведомственные разъяснения как следует применять постановление правительства. Правительство поставило бы в известность прочие органы власти о проводимой операции и новых правилах. Это всё оставило бы значительный, след в документах. Не обязательно точно вот так, но примерно так действовало бы советское правительство здорового человека. Бы-бы-бы! Вам не кажется, что слишком много этих самых бы? А почему? А потому, что правительство СССР ничего этого не сделало! Мы таких документов не имеем! В официальной версии истории Советское правительство просто передало всю полноту своей власти товарищу Ежову. Не смешно? Конечно! Но какие вопросы ко мне? Я такого не сочинял. Это сочиняли наши историки.
Выходит приказ №00447, это внутреннее распоряжение НКВД по наркомату? Ну раз оно могло касаться только НКВД и никого больше? Не имел ни Ежов, ни любой другой нарком полномочий для создания органов из сотрудников других наркоматов! Неужели вам не покажется странным приказ например наркома путей сообщения, направить куда-то врачей или учителей? Уверен, покажется! Так какого чёрта не странно, что Ежов распоряжается не безответными учителями, а вполне себе властными прокурорами и секретарями республиканских и краевых партийных органов? Это всё не ни разу не простые, очень занятые люди! Да эти люди не то, что бы выполнять эту бумажку не стали, они возможно вообще парализовали бы правительство запросами. Что там у нас за новый порядок подчинения такой? Мы что решаем вопросы не через правительство, а через НКВД? У нас, что появилось распоряжение правительства, подчинить органам внутренних дел остальные наркоматы? Нет! Такого никому не известно! Нет ни возмущения, ни ответов на него. Всем всё равно!
Всё, что мог приказать Ежов, это из своих подчинённых сформировать и направить в распоряжение правительства группу лиц! Есть такой приказ? Нет! Выходит, что приказ №00447, если его приняли к исполнению следует читать так: «Я, нарком Ежов назначаю меня, наркома Ежова, явочным порядком главой СССР. Приказываю, передать мне всю полноту власти! Устанавливаю новый порядок подчинения гос. органов!» Смешно? Конечно! А приказ создать тройки, почему то смеха не вызывает и прежде всего у историков и блогеров делающих исторические материалы!
Прокуратура и партия не были частью НКВД, ему никогда не подчинялись, и большинство их сотрудников не имели доступа к секретным распоряжениям НКВД. «Подумаешь не имели?» — скажете вы. А из этого факта следует, что им даже уведомление послать невозможно. Тайны НКВД — это тайны НКВД, тем более уровня наркома! Создаётся чрезвычайный орган. Раньше таких не было. Кого можно посвятить, кого нельзя, ещё только нужно определить. Есть распоряжения подобного рода? Есть хотя-бы в рамках НКВД? Где документы определяющие порядок работы с секретными материалами членов этих троек не из числа сотрудников НКВД? А какие есть документы подобного рода в прокуратуре, партии?
А ещё вопрос, у них, что своих дел нет, или сотрудники прокуратуры и партии от безделия маются? Им же вот только что, приказом №00447 навесили дополнительную нагрузку! Что по этому поводу сказали в прокуратуре и сами секретари? А ничего! Пока историки описывают этих прокуроров и парт. секретарей отдельно, до приказа Ежова, это властные люди. Это титаны и карьеристы буквально выгрызшие себе свои места в нелёгкой политической борьбе. Прошедшие школу гражданской, террор белых, голод и т.п. Однако стоит Ежову издать этот самый приказ №00447, эти пушистые котята тут же засунули себе свою гордость поглубже, и взяли под козырек?
Хорошо! Пусть эти люди якобы исполнили приказ Ежова. Самое замечательное в этой истории то, что они исполнили его точно, даже не зная о нём! Если бы они ознакомились с приказом такого уровня, то обязательно должна быть ведомость ознакомленных с приказом. Где каждый, подчёркиваю каждый, подписался, что знает про что там! Вы наверняка так расписывались хоть однажды за ТБ. Вот точно такая же история и с важными приказами.
Приказ кстати не описывал, круг лиц в разных ведомствах, которых можно посвятить в тайны НКВД. Как так? Видимо общая директива Ежова должна была породить кучу дополнений и разъяснений? Но такого нет. Нет и путаницы в работе импровизированных органов. Что вообще нонсенс. Не бывает большое дело без косяков и наказания виновных. У всех не бывает, а у нас бывает?
А может раз членов включили в состав троек, то им дали высший допуск? Они вообще могут теперь к Ежову в архивы и секретариат заходить распахивая двери ногами? Ну или как Штирлиц в плохом анекдоте брать на-почитать план «Барбаросса»? Нет. Самое смешное, что нет. Получить без росписи секретный приказ, и исполнить его смогли вопреки всему! Но допуска к архивам НКВД не получили, значит даже свой приговор, а он хранится в НКВД, получить не могли! Отличная секретность! Всё сделано, что бы быстро и без заморочек укокошить побольше врагов. Только заканчивается один геморрой, секретность тут же подбрасывает другой!
Идём дальше, есть же обычные судебные органы. А что если гражданин обратится в них, и запросит что там по делам моего родственника? А выходит, что там вообще ничего не знают! Ведь никакие судебные органы не уведомлялись, о новом порядке осуждения. Есть ли распоряжение уведомить хотя-бы руководство судов про новые реалии? А почему, собственно говоря суды на особом положении? Есть ли распоряжение уведомить остальные наркоматы? Ан-нет! Не нужно это Ежову! Выходит у наркома НКВД такая власть, что он может отменить любую судебную власть просто своим распоряжением! Если у него такая власть, то спрашивается, а почему Ежов всего нарком? Почему уже не диктатор, что мешает ему стать Бонапартом? Он фактически может тайно истребить любого гражданина СССР. Финиш!
Конечно же есть постановление правительства исходя из которого действует Ежов. Вы кажете наверное: «А-а-а! Вот всё таки дуришь ты нас! Всё же в рамках и по правилам!» — я вам скажу — «А с ним ещё больше вопросов!» Нормальное правительство, могло бы поручить НКВД разработать проект приказа аналогичного №00447. А вот утверждало бы оно проект своим постановлением и после правок. Ну а то что мы имеем, это указание в стиле: «Нам тут в правительстве недосуг! А вы там в НКВД давайте быстренько, расстреляйте кого надо! Всё что хотите возьмите у завхоза, только за лимит не выходите. У нас бюджет знаете не резиновый. Маузеров и курток на всех не напасёшься!» Даже не хочется заходить на второй круг. Это просто не уровень правительства. Такое может сочинить только бездарный писака.
Про бездарность, это я зря конечно. Это наверняка сочинял пропагандист. А это такой народец, который умеет играть на эмоциях. А вот с логикой у них похуже. Да и от настоящих, серьёзных дел они далеки. Пропагандисты со временем вырабатывают вот такой вот сказочный, эмоциональный стиль! Беды в этом не много. Ровно до тех пор, пока пропагандист облечённый властью не тиснет, давящую на эмоции отсебятину с трибуны съезда. Тут уж всё приехали. Если ты историк, то у тебя два выхода: первый, поправить зарвавшегося пропагандиста. Второй, утереться, и сказать, что это тебе не сцут в глаза, а просто божия роса.
Итак, в чём мораль? Мораль у этой сказки, а может и не сказки. Поймёт не только взрослый, но даже карапуз! Секретность, это обуза. В жизни пользуются ей по назначению, редко и осмысленно. Секретно подготавливают масштабные операции, а проводят их открыто. Не нужна секретность и для проведения БТ37! Вообще!
А зачем тогда она возникла? А только затем, что нужно было реальному событию, про которое всем почти всё известно, приписать нечто большее! Вот тут уже без секретности никак! Ведь нужно убедить людей, что в реальности было не то, что писали в газетах. А не знал никто про это нечто, только потому, что всё было секретно! Уровень креатива однако! Только натягивая задним числом сову на глобус истории, можно придумать нечто подобное. Классическое описание БТ37 настолько не похоже на реальность, что вполне очевидно, что они не пересекаются! Потому, что в официальная версия это сказка, а сказке это и не нужно быть настоящей.
Только сказка эта по итогу страшная. Она уже убила за #святые_девяностые годы людей больше, чем самые мифические и разнузданные терроры. Те очень не добрые люди, кто нас в неё запихнули, сделали это вовсе небескорыстно. Точнее они сделали это ради сраных денег, которых у них и так было сверх меры. Однако надежда ещё жива, и она в том, что ничего ещё не кончилось. Поживём, увидим.
|
</> |