Большой Гатчинский дворец ● История, музей, парк, памятники
pantv — 04.05.2022Екатерина II подарила фавориту Григорию Орлову, в благодарность за организацию дворцового переворота.
"Гатчинский помещик", как его называла Екатерина Великая, был в восторге от владений, хвастался ими перед Жан-Жаком Руссо и приглашал француза в гости...
Про Орлова и Екатерину Великую
Идея строительства Гатчинского дворца принадлежит Орлову. Суровому внешнему облику дворца архитектор Ринальди противопоставил изысканную и утонченную внутреннюю отделку.
Строительство замка длилось 11 лет. В 1783 году Орлов умер, и все его имущество, даже дворцовая мебель, было выкуплено в казну. Затем Екатерина Великая подарила Гатчину Павлу Петровичу (будущему императору Павлу I). Начался "Гатчинский затвор", или "Гатчинское сидение" – долгое ожидание смерти царствующей императрицы-матери.
По иронии судьбы, новым владельцем Гатчины стал тот, кто ненавидел Орловых и считал их главными виновниками гибели своего отца, Петра III.
Гатчинский дворцовый парк весенней порой
Павел начал строить казармы для "Гатчинских войск". Зеленый луг перед дворцом превращается в плац-парад с каменными бастионными стенками.
Вокруг дворца появляются рвы, наполненные водой, над которыми нависают подъемные мосты. Гатчина принимает вид образцового военного поселения.
Император лично проверяет качество работ и разводы у мостов.
В 1790 году архитектор Баженов предлагает проект его перестройки. По замыслу зодчего это должно было быть грандиозное сооружение, превосходящее все до сих пор созданное не только в России, но и в Европе. Фасад дворца должен был вытянуться вдоль Белого озера на полтора километра. Однако стесненность в средствах заставила наследника отказаться от этой циклопической идеи.
Прогулявшись по парку, грех не зайти во дворец.
Пришли к кассам примерно в 14 часов. В кассах все еще была очередь. Перед нами человек 50. Пол часа пришлось постоять. Гардероб во дворце, конечно, очень маленьткий и тесный... на большой поток туристов совсем не рассчитан.
В этом году в Гатчинский дворец бесплатно будут пускать девушек с именем и отчеством императрицы Марии Федоровны.
Этот год объявлен годом императрицы. Все посетительницы с именем и отчеством Мария Федоровна смогут посетить бесплатно Гатчинский дворец, а молодожены с именами Мария и Александр смогут со своим фотографом провести фотосессию в парадных залах. Для этого с собой нужно будет иметь удостоверение личности.
В прошлом году проходила аналогичная акция, посвященная Павлу I.
Первым делом идем в подземный ход... у него много легенд... там появляется призрак Павла и по нему бежал Керенский...)))
Подземный ход Большого Гатчинского дворца и его легенды
Ваня в странной футболке ))
Темные залы.
Дворец сильно пострадал от фашистов. Остались только стены и те полуразрушенные.
Эту надпись на стене лестницы главного корпуса сделал немец в годы Великой Отечественной войны. Надпись на нем. языке: ">
Поднимаемся выше и продолжаем осмотр.
Начнем со второго этажа.
АВАНЗАЛ. Арх. А. Ринальди (конец 1770-х гг.).
Изгнание из Рая...
БЕЛЫЙ ЗАЛ. Арх. А. Ринальди (1770-е гг.), В. Бренна (1790-е гг.).
Белый зал предназначался для парадных приемов, это самая крупная комната второго этажа.
Плафон...
Я так понимаю доспехи из янтаря.
Шикарный бюст.
ТРОННЫЙ ЗАЛ. Арх. А. Ринальди (паркет), В. Бренна (1790-е гг.).
Сидя во дворце, нужно не забывать про повседневную жизнь джунглей, гдле все друг друга поедают ))
За троном из Тронного зала ездили в Кремль. Гатчинский оригинал был утрачен, но в Москве хранились копии, выполненные мастерской Х. Мейера в 1796 г. по заказу Павла Петровича.
Двуглавый орёл - дело рук бутафорщиков, готовивших тронное кресло к выставке "Императорская Россия", проходившей в Америке в конце 80-ых гг. Но получилось боХато. Сразу напротив трона гобелен "Церера", так римляне называли греческую богиню урожая и плодородия Деметру.
Этот позитивный юноша уже начал праздновать хороший урожай.
МРАМОРНАЯ СТОЛОВАЯ. Арх. В. Бренна (1790-е гг.).
В Гатчинском дворце встречается призрак убиенного императора Павла Петровича. Он приходит ночами и с ним не раз сталкивались современные работники дворца-музея.
А еще в ночных коридорах Гатчинского дворца даже днем можно расслышать шорох платьев. Это тень любовницы императора — фрейлины Екатерины Нелидовой.
Амур натягивает лук.
Не знаю что они с ним делают... )))
КАРТИННЫЙ ЗАЛ или ТРОННАЯ ИМПЕРАТРИЦЫ. Арх. В. Бренна (1790-е гг.).
При графе Орлове здесь была Китайская комната, затем она превратилась в Картинную, а после коронации – в тронный зал.
Картин много и есть занятные.
Трон.
Любознательный пылкий юноша. Тут девушка топлес сидит, а он от книжки не оторвется.
Хранители хранят... но бабушка не спала, она просто закрывала глаза когда все выходили из зала.
ТУАЛЕТНАЯ. Арх. А. Ринальди (1770-е гг.), В. Бренна (1790-е гг.).
ПАРАДНАЯ ОПОЧИВАЛЬНЯ. Арх. В. Бренна (1799 г.).
Это парадная спальня не на каждый день, а для почетных гостей.
Оригинальные интерьеры в войну были кутраченыю. Но в мануфактуре в Лионе сохранились счета и образцы, которые заказывали в царские времена. По ним и были изготовлены точные копии штор в Греческой галерее и тканевые обои в Опочивальне.
Кроуглый плафон...
МАЛИНОВАЯ ГОСТИНАЯ. Арх. В. Бренна (1790-е гг.). Шпалеры в то время были атрибутом роскоши.
В переходе между Малиновой гостиной Марии Федоровны и Тронным залом Павла, скрыта лестница для слуг. Эта лестница – также короткий путь к подземному ходу о котором я уже писал.
ЗЕЛЕНАЯ УГЛОВАЯ. Арх. А. Ринальди (1770-е гг.) Акварель Э. Гау, 1880 г. И БАШЕННЫЙ КАБИНЕТ ЖИЛЫХ КОМНАТ. Арх. А. Ринальди (1770-е гг.), В. Бренна (1790-е гг.), А. Воронихин (начало XIX века). Считается что именно здесь был кабинет Орлова, а затем и Павла.
Особенно ценились современниками и знатоками разнообразные по рисунку многочисленные паркеты.
Дворец имеет очень удобное расположение комнат. Как бы круговое. Можно быстро попасть в любую из комнат.
Сотрудники «Электронстандарта» рассказали А.Д. Ёлкиной (сотруднику музея), что при въезде института в помещения дворца в 1960-х гг. из окон выбрасывались лишние предметы и увозились на свалку.
Её воспоминания: "Чем ближе я подходила к указанному месту, тем сильнее чувствовался запа