Большая перемена

Законодательные инициативы и просто предложения следуют одно за другим. Светлые мысли и идеи, высказываемые высокими чиновниками, не иссякают. Перечислим лишь основные. Итак: в грядущем учебном году школы ждет новый курс ОБЖ с элементами начальной военной подготовки. Кроме того, обновлены программы по истории, обществознанию, литературе, окружающему миру и географии. Учеников планируют должным образом (точнее — единообразно) одеть, занять полезной деятельностью на благо школы и избавить от заграничных видеосервисов. Вернутся отмененные когда-то уроки черчения и труда. И это только то, что уже презентовано. А сколько намечено! С помощью родителей школьников и самих детей мы попытались понять, какие из предложенных новаций действительно назрели и необходимы, а какие — вызывают вопросы. Имена собеседников по понятным причинам изменены.
Покой им будет только сниться. Это я про учеников и их родителей. Хотя, казалось бы, законные каникулы — само время и выдохнуть, и отдохнуть. Вместо этого придется разбираться в грядущих переменах, направленных на совершенствование школьного бытия, а заодно и сознания. В образовании, как ни в одной другой отрасли, их нынче особенно много. Нововведения предлагаются по большей части первыми лицами государства и депутатами, а это означает, что данностью они станут на 100%.
Генеральная линия
Начнем с главного. С 1 сентября 2023 года во всех школах страны введут новый стандарт образования. Преподавать будут на основе единой программы. Сделано это для того, объясняют нам, чтобы уравнять базовые знания. Напомню: раньше школы разрабатывали учебные программы самостоятельно, ориентируясь на федеральный государственный образовательный стандарт.
Теперь же появится золотой, как его называют чиновники, стандарт качества знаний. Независимо от того, в столичной школе учится ребенок или в сельской, ему будут давать знания не ниже базового уровня.
С места в карьер все, конечно, не начнется. Предстоит пятилетний переходный период. При всей кажущейся стройности идеи, вопросы все-таки возникают. Например:
- учителя будут проходить переподготовку или переформатироваться им предстоит в процессе?
- Факультативы внесут в оговоренный стандарт?
- Претерпит ли изменения программа педагогических вузов и как базовый уровень будет даваться в малокомплектных (и неукомплектованных кадрами) школах?
И это далеко не все из неясного.
По мнению одной из наших собеседниц, проблема не в едином стандарте.
Марина, мама дочери, перешедшей в 4-й класс, и сына студента:
«Вопрос в качестве единых учебников. То, что я наблюдаю последние минимум лет 10 — и когда учился старший сын, и по каким учебникам сейчас младшая учится, — очень расстраивает. Нет структуры учебника, логики изложения материала. Причем авторы (а они в разных школах разные), похоже, не понимают, что для разных возрастных групп те же правила надо писать разным языком. Дочь в 3-м классе пропустила уроки, пришлось дома объяснять самой. Открыли учебник по русскому языку и всей семьей пытались прорваться через словесные дебри. В результате достали справочник за 1986 год, и ребенок все понял. Наш учитель в начале учебного года сразу предупредил: «Уроки старайтесь не пропускать, не болеть. Сами по учебнику не разберетесь и ребенку не объясните». Есть подозрение, что новые единые учебники будут писать те же «авторы»!
Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС
Школьников в семье Олега — многодетного отца — двое: одна дочь
учится в начальной школе, другая — в средней. На уравнивание
базовых знаний мужчина особо не надеется, потому что не очень верит
в возможность стереть грань между городом и деревней.
Олег:
«Это невозможно сделать, чтобы уровень знаний был одинаков и в столичной школе, и в сельской. Пример приведу: мои дети учатся в райцентре, мы живем в селе, в 20 км от райцентра. Почему не ходим в школу у нас? Потому что она малокомплектная. Уровень знаний совершенно не тот, который дает районная. А что уж говорить про городскую.
Если они (чиновники) хотят, чтобы все было одинаково — в московской и в нашей деревенской школе, надо провести очень много работы. Нужно к нам привлечь современных педагогов, а не тех, которые учили еще в советское время. Нужно укомплектовать школы так же, как столичные. Проекторы, экраны, ноутбуки — этого ничего нет в деревенских школах. Таких денег выделять точно никто не будет. Не то время сейчас, чтобы на образование деньги тратились».
Наталья, педагог и многодетная мама, тоже сомневается, что базовые знания в школах нынешнего образца удастся уравнять.
Наталья:
«Мы в советское время учились по унифицированной программе, — вспоминает Наталья. — Все всегда будет зависеть от учителя и от особенностей ребенка. В московских школах база все равно будет другая, не такая как в сельских, — это во-первых. Во-вторых, многие предметы преподаются на уровне средневековья. Школа наша уже давно выполняет совсем не образовательные функции. Это место, куда можно сдать детей, чтобы родителям не мешали. И школа — это место, которое сейчас, судя по всему, будут использовать для пропаганды государственных ценностей».
Актуальная история
На начало учебного года 2020/2021 в федеральном перечне по всем предметам было представлено 417 учебников, из них — 61 из новых линеек. Самый сложный и спорный вопрос — учебник истории.
Еще в начале 2013 года президент Путин предложил создать единую линейку учебников истории России для средней школы. Отечественную историю изучали и по двум линейкам под разными редакциями, и по трем, и по четырем… К 2014 году усилиями Российского исторического общества (РИО) был разработан так называемый историко-культурный стандарт. Изучение российской истории по учебникам, переформатированным под него, началось в 2016/2017 учебном году.
На общем собрании РИО в июне 2019-го было принято решение о «модернизации» стандарта. Подразумевалось, что в него будут внесены ключевые исторические события последних пяти лет начиная с присоединения Крыма к России. В прошлом году к использованию в школах были одобрены три разные линейки учебников истории от трех разных издательств. И тогда же министр просвещения заявил, что главы про СВО в учебниках дополнят новым содержанием:
«Конечно, о причинах начала специальной военной операции, цели СВО: денацификация, демилитаризация. Обязательно об этом нужно говорить, и тем более это старшие классы, новейшая история. Как только мы победим, эти разделы тоже будут дополнены в учебнике истории»,
— сказал Сергей Кравцов в интервью Первому каналу.
В настоящий момент учебники, которые объединят всеобщую историю и
историю России в единый предмет, проходят апробацию. К началу
учебного года она завершится. А пока мы имеем дело с неоднозначной
реакцией родителей на сам подход к формированию содержания.
«Про СВО, я считаю, надо в учебнике рассказывать только как о
факте, без оценок. Потому что сейчас, мне кажется, нет возможности
издать учебник с верной информацией».
— говорит Алексей, отец 11-летнего школьника.
Примерно в том же ключе высказывается и Марина.
Марина:
«То, что происходит здесь и сейчас, не тема для школьных учебников по истории. Объективности — ноль. Надо детально всесторонне изучать прошлое, чтобы не повторять ошибки в будущем (банально, но факт). Изучать историю через собственную семью — очень поучительная вещь и дает понимание происходившего. Сейчас, когда на обвинение в «фейке» можно нарваться на раз-два, учитель истории превращается в ретранслятора без права на собственное, отличное от генеральной линии мнение».
Наталья:
«Внесение сведений о СВО в учебники — это вопрос не преподавания истории, а пропаганды. Событие, которое еще не завершено, нужно преподносить со всех точек зрения. Уж если мы честно преподаем это детям, то должны представить разные мнения».
В Министерстве просвещения обещают обеспечить школы новыми учебниками в необходимом количестве. Кроме того, школы получат обновленные учебники по обществознанию. Прежние министр Кравцов назвал псевдолиберальными, а в переформатированных обещал «акцент на непреходящие ценности общества».
В «белый интернет» с 15 лет
Еще года два назад в публичном пространстве появилась информация о
разработке «белого интернета» для российских школьников. Он должен
содержать только проверенный контент, отвечающий государственным
ценностям и транслирующий их, разъяснил Кравцов. Кроме того, «белый
интернет» позволит установить круг разрешенных для посещения сайтов
и режим доступа в Сеть. А запустить его во всех школах планируется
в 2023 году.
В свою очередь, Минцифры планирует поэтапно ограничивать
доступ российских школ к зарубежным видеосервисам, потому что
имеется собственная инфраструктура. Об этом сообщил глава ведомства
Шадаев на итоговой коллегии Министерства просвещения РФ.
Говоря о Всемирной паутине, стоит обратить внимание еще на одно из
многочисленных заявлений министра Кравцова (среди ньюсмейкеров от
образования он, безусловно, в числе лидеров).
Он считает, что детям до 15 лет не стоит пользоваться
социальными сетями и интернетом. Хочется уточнить: почему до 15, а
не до 14, скажем? Тогда вместе с паспортом человеку вручали бы
официальное разрешение на подключение к интернету. Весьма
символично.
Но гораздо интересней другое: положим, детей отлучили от
интернета. За этим последует отмена электронных дневников и
классных журналов? Правда, не припомню, чтобы внедрить их просили
учащиеся и родители, нововведение спустили сверху. Зато помню, как
их вводили. Для учителей старой формации это было сродни
капитальному ремонту, который начали в квартире, не предупредив
хозяев.
Следующий щекотливый момент: что в этом случае станет с образовательными ресурсами? Конкретно — с платформой «Сферум» (коммуникационная система для школ, своего рода образовательная соцсеть). Этот формат тоже будет закрыт для тех, кто не достиг 15? Но дистанционное обучение придумали не дети и не родители. Онлайн в период пандемии стал вынужденной необходимостью. Только пандемия уже закончилась, а он остался.
«Белый интернет», по мнению Натальи, это пропаганда.
Наталья:
«Ограничение доступа к зарубежным ресурсам — цензура. Ограничение доступа детей к соцсетям — слабая мера. Нужно не ограничивать, а учить пользоваться. Давайте огонь запретим, потому что от него пожары происходят. Предлагаю чиновникам в качестве эксперимента на полгода ограничить себя в пользовании соцсетями. И на основе этого опыта вывести алгоритм, как обучать детей, чтобы они использовали телефон только для учебы. Это будет честно со стороны взрослых. У детей старше 12 лет ведущей развивающей деятельностью является общение. Если мы не предоставляем им возможности общаться, они уйдут в соцсети. То есть это проблема не детей. И она не решается запретом».
Кате 14 лет. Со 2-го класса она учит английский, собирается поступать в языковой вуз.
— Есть мнение, — обращаюсь к девочке, — что вам не стоит
пользоваться интернетом до 15 лет. Что скажешь?
— Это смешно. Я смотрю там фильмы постоянно на английском,
мне преподавательница моя их подбирает, музыку слушаю, аудиокниги…
Не представляю, как без этого можно учить язык. И чат у нас есть,
где мы общаемся на английском.
Даша перешла в 4-й класс. Она готова добровольно отказаться
от интернета. Но… «Только на неделю. Вообще, если мне есть чем
заняться, я в интернет не лезу». Правда, мама Даши признается, что
дочь лукавит: «Чатик сама забацала личный в Viber. И в куче других
чатов состоит».
Правильно одеться
Год назад в очередной раз было заявлено, что Министерство просвещения опять планирует ввести единую школьную форму. Мотивация неизменна — «форма организует и дисциплинирует». Правда, учебным заведениям оставят право решать, какой она будет в каждом конкретном коллективе. Опрос портала SuperJob показал, что
- 42% родителей выступают однозначно за введение единой школьной формы;
- 18% согласны, но считают, что школа должна самостоятельно выбрать ее фасон;
- 33% не поддерживают инициативу Минпроса.
В отдельных регионах проблема, похоже, не только существует, но и
приводит к радикальным мерам реагирования. Например, в начале мая
Общественная палата Шадринска (Курганская область) предложила
законодательно закрепить требования к внешнему виду учащихся. А за
невыполнение — штрафовать родителей.
Нетипичного цвета волосы, драные джинсы и татуировки с
пирсингами на ученике могут здорово ударить по семейному бюджету.
Шадринские предлагают еще и внести изменения в региональный КоАП,
возложив на родителей ответственность за несоблюдение детьми
требований к школьной одежде.
Вспоминаю эпизод из собственной ученической жизни: 8-й класс,
урок литературы. Энергичным шагом в кабинет входит завуч —
корпулентный мужчина с неистребимым подозрением во взгляде. Рявкнув
что-то вроде «сидеть, не суетиться», завуч начал обходить парту за
партой. Девочек заставлял снимать и сдавать сережки. Буквально
каждому второму мальчику отдавал распоряжение явиться завтра с
правильной прической и родителями. К слову, описанный эпизод
произошел во времена, когда необходимость формы даже не
обсуждалась. Вести уроки учителям мешали сережки и
стрижки.
К введению формы Олег относится резко отрицательно.
Олег:
«У нас уже заставляют ее носить в начальных классах. Я рос и учился в 90-е, в то время отошли от всех этих форм. И никто из педагогов не критиковал детей за то, как они одеты. Я считаю, что человека не должны принуждать носить какие-то определенные вещи. Поэтому и против! А если семья многодетная? Чем больше детей, тем сложнее с покупкой школьной формы. Она стоит дороже, чем повседневная одежда».
И Светлана, закончившая 8-й класс, к форме относится без
энтузиазма:
«В моей школе строгой формы нет, только у началки. Сейчас мы
ходим, в принципе, как хотим. И снова начинать ходить как
школьницы… Сложно психологически перестроиться. И свободный стиль
никому еще учиться не мешал».
Трудиться без согласия родителей
В конце мая в Госдуме предложили внести изменения в закон «Об образовании», обязав школьников заниматься общественно-полезным трудом без согласия родителей. По действующим нормам привлекать учеников к труду, не имеющему отношения к образовательной программе, запрещено без согласия самих детей и их законных представителей. Именно эту норму из закона предложено убрать.
|
</> |