"Большая одалиска" Энгра
volynko — 02.09.2022О блоке из серии марок Индии Нагаленд писал ранее " Туалетная вода Эстер" Теодора Шассерио а вот серия к этому блоку см. ниже.
Описание картины «Большая одалиска»
«Большая одалиска» – заказ королевы Неаполя Каролины.
Пока Энгр написал картину, Неаполь пришел в упадок, супруг Каролины король Иоахим Мюрат отказался от престола, и монаршей чете стало не до произведений искусства.
В 1819 году ее сняли с Салона по причине «анатомического
несоответствия». Рука действительно слишком длинная, слишком гибкая
(Энгра нередко упрекали, что руки женщин на его картинах «без
костей»). А эта прекрасная спина! Дотошные критики вычислили, что
художник пару позвонков явно добавил… Впрочем, хор восторженных
голосов был громче, чем претензии хулителей. Чувство стиля,
совершенная игра света и цвета, изящные линии, виртуозное
соединение различных фактур в единое целое – всё это не могло
остаться незамеченным.
«Выпуклость мышц, бугорки и впадины, ямочки и
изгибы – всё здесь совершенство», – такую
оценку одалиске Энгра дал Шарль Бодлер. Девушка повернута спиной. К
женским спинам Энгр питал непреодолимую слабость. Кажется, что
кисть обласкала каждый сантиметр холста, и в результате появилось
это совершенное творение.
В богатый восточный антураж поместил свою героиню Энгр. Одалиска
при этом – типичной европейской внешности: ясный лоб, большие
глаза, русые волосы. Сочетание признаков восточного гарема –
тяжелые шелка, дымящийся кальян, веер из павлиньих перьев, мягкость
и легкость которых, кажется, ощутимы физически, и расслабленной, с
прохладным спокойствием и несомненной уверенностью в своей красоте
европейской женщины произвели эффект взрывной волны. Эротизм и
экзотика картины волновали и не отпускали от себя.
Тяжелая атласная занавеска глубокого синего цвета справа создает
ощущение интимности происходящего, камерности. На переднем плане,
перед обнаженной одалиской можно рассмотреть роскошную пряжку пояса
– такие носили фаворитки султана. Отдельное удовольствие – изящные
гладкие стопы, они нам видны во всей красе.
Холеное, ухоженное, идеально гладкое тело особенно четко выделяется на фоне роскошных тканей. Клод Роже-Маркс так сказал об одалисках Энгра: «Разве не возникает при виде его одалисок чувство, что он пронзен желанием и сами его деформации полны неги?» Пожалуй, возникает.
Одалисок Энгр стал писать не «вдруг». Восточные мотивы волновали европейских художников, но большинство из них, в том числе Энгр, составляли представление о происходящем в гаремах по мифам и легендам, вход-то туда был заказан. А вот основному сопернику Энгра– Эжену Делакруа в этом смысле повезло больше. Он провел на Востоке полгода, и запечатлел увиденное в своих знаменитых «Алжирских женщинах».
Энгра и Делакруа объединяло противостояние – между ними как художниками, и между стоящими за ними направлениями, классицизмом и романтизмом. Причем если проанализировать их подход, можно заметить, что они были куда ближе друг к другу, чем сами считали (кстати, женские спины в исполнении Делакруа тоже никого не оставят равнодушным).
Интерес их друг к другу был враждебным, но безусловно – интересом. «Насквозь фальшивым пророком» называл Энгр Эжена Делакруа.
Тот не остался в долгу, именуя лидера классицистов «ложным эстетом» и даже съязвил, что «возможно, в музыке он был бы более талантлив».