Более раннее начало модернизации флота, количество и происхождение курсантов
birserg_1977 — 03.02.2023делает разницу.
Из книги о японско-китайской войне 1894-95 на море.
Как и китайцы, японцы также отправляли своих лучших и умнейших людей за границу. Во многих случаях японские и китайские курсанты делили один и тот же класс, не подозревая, что однажды они столкнутся друг с другом в бою. Иджуин Горо, который обучался в Королевском морском колледже в Гринвиче в 1882-83 годах учился в том же классе, что и Ли Дин-синь и Чэнь Чжао-и. Ли Дин-синь должен был стать первым офицером броненосца Dingyuan; Иджуин Горо стал помощником коммодора Ямамото Гонби, а также служил штабным офицером в Бюро вооружений и мобилизации Генерального штаба япон. ВМФ; и Чэнь Чжао-и стал первым офицером крейсера Вэйюань. В то время как китайские и японские офицеры получали одинаковое образование, разница заключалась в том, что число японских студентов, отправленных за границу, было значительно больше, чем число отправленных китайцами. В письме вице-королю Ли Хун-Чжану, датированном 1877 годом, посол династии Цин при Сент-Джеймсском дворе (?) Го Сон-Тао отметил, что в Великобритании насчитывается более 200 японских студентов, из них 90 только в Лондоне; все 20 японских студентов, с которыми встретился Го, свободно говорили по-английски. Более того, многие японские студенты были аристократами голубой крови, что еще больше повлияло на баланс. По возвращении в Японию все эти светлые умы с хорошими связями получили ключевые посты в япон. ВМФ, что дало им возможность осуществлять ключевые изменения.
Напротив, многие китайские студенты были сыновьями обычных торговцев и офисных клерков, и им приходилось годами томиться на должностях среднего звена во флоте Бэйян (китайском), в то время как ключевые политики, влияющие на флот, оставались в руках консервативных мандаринов, которые никогда не выезжали за пределы Китая и не имели ни малейшего представления о военно-морской войне. Надежды китайцев на расширение своей программы обучения за рубежом рухнули после того, как китайским студентам запретили посещать Королевский морской колледж в Гринвиче после отъезда капитана Ланга из Китая в 1890 году. Какое-то время китайцы надеялись, что Соединенные Штаты смогут покрыть эту потерю, приняв китайских курсантов в Вооруженные силы Соединенных Штатов Академии (Вест-Пойнт) и Военно-морской академии Соединенных Штатов (Аннаполис), но эти надежды рухнули, когда волна антикитайских настроений прокатилась по Соединенным Штатам в 1870-х годах. В то время как китайцам не разрешали учиться в Великобритании и Соединенных Штатах, японские курсанты продолжают посещать эти важные военно-морские державы. Лишенный западной помощи, флот Бэйяна (китайский) пришел в упадок. К 1894 году большинство иностранных военно-морских экспертов уже покинули Японию. Тот факт, что японцы начали модернизацию своего военно-морского флота раньше китайцев, давал японцам серьезное преимущество. Более того, качество иностранных советников, нанятых японцами, было выше, чем у китайцев. Например, одним из немногих иностранных советников, все еще работавших в Японии в 1894 году, был американец Генри Уолтон Гриннелл, ветеран, участвовавший в боевых действиях в Гражданской войне в Америке, в то время как китайский американский советник Фило Нортон Макгиффин не имел реального военно-морского образования, не говоря уже о боевом опыте. Должность Гриннелла в япон. ВМФ была на более высоком уровне, поскольку он был генеральным инспектором япон. ВМФ, а также советником вице-адмирала Ито, в то время как гораздо более молодому Макгиффин МакГиффину полагалось командовать частью китайского флота.