Боги и мифы

– А Хеймдалль, он вообще бог или кто?
Я уже открыл рот (точнее, занёс руки над клавиатурой) для очевидного ответа, и тут внезапно осознал, что ответ-то вовсе не очевиден.
Ну то есть Хеймдалль – фигура весьма значительная, если брать мифологию. Сын Одина (по одним версиям) или Ньёрда (по другим). «Светлейший среди асов» – слово «светлый» в скандинавских текстах, если применяется к человеку, обозначает изысканную женственную красоту. Хранитель моста Биврёст, соединяющего миры, единственного пути в Асгард. Обладатель рога Гьяллархорн, которым он возвестит о начале последней битвы.
В самой битве ему тоже отведена важная роль. Пока Один и Тор будут сражаться с чудовищными порождениями Локи – волком Фенриром и змеем Ёрмундгандом – Хеймдалль схватится с самим Локи, и они убьют друг друга.
В «Старшей Эдде» люди названы детьми Хеймдалля, так что, возможно, он был одним из трёх асов, которые сотворили Аска и Эмблу из деревьев.
В общем, кого ещё называть богом, если не его?
Но это по мифам. На уровне же культа... Я напряг память, но не смог извлечь из неё никаких воспоминаний, чтобы скандинавы вообще молились или как-то ещё поклонялись Хеймдаллю. Не было ни его святилищ, ни посвящённых ему рунных надписей, его изображения (или имя) не служили амулетами.
Впоследствии мне сообщили, что некоторые следы культа Хеймдалля у скандинавов всё же прослеживаются. Есть, например, свинцовые веретёна, где его имя вырезано вместе с именем Одина – они могли использоваться в обрядах сейдра. Так что, вероятно, в стародавние времена он был более важным для людей персонажем.
Однако он определённо не исключение из правил. Чуть ли не половина скандинавских богов, упомянутых в мифах и сагах, не имела культа.
И тут есть над чем подумать.
Разве только в Египте между мифом и культом строгая однозначная связь. Если есть бог – то у него обязательно будут и храмы, и праздники, и посвящённые именно ему ритуалы, и обращённые именно к нему молитвы и заклинания. Если есть демон – то непременно найдётся и обряд защиты от него.
А вот практически во всех остальных развитых религиях мы внезапно осознаём, что у слова «бог» есть вообще-то два значения.
Богами мы зовём тех, кто занимает важное место в пространстве воображаемого – тех, кто составляет собой миропорядок. Главные герои мифов.
Богами мы зовём тех, с кем люди стремятся поддерживать связь через ритуал, чтобы привлечь их силы в свою жизнь – или наоборот, чтобы удерживать их силы от вторжения в человеческий мир.
И это совершенно не одно и то же.
Не одни только «праздные» боги-творцы, но и вполне активные мифические персонажи остаются порой лишь персонажами мифов, но не играют никакой роли в практической религии.
Понятно, что истории о богах тоже часть религии, а их рассказывание тоже ритуал. Но всё же есть разница между такими богами, как Один или Фрейя, и такими, как Хеймдалль или Локи.
Если вспоминать греческие мифы, то на ум сразу приходит Хирон. Сын Кроноса и океаниды Филиры, старший брат Зевса по отцу, бессмертный, могущественный, воспитавший больше десятка героев. Бог по всему – кроме почитания смертных. Я не знаю вообще ни одного святилища, праздника или ритуала, посвящённого Хирону.
И дело тут не в том, что Хирон формально титан. Гелиос тоже титан, а культ у него был весьма значительный. Знаменитый Колосс Родосский был статуей как раз Гелиоса, а не Аполлона или Зевса.
У меня есть версия, чем вызвана такая разница.
Все персонажи мифов так или иначе участвуют в миропорядке, из них состоит пространство воображаемого.
Но некоторые из них были, есть и пребудут, неважно что ты делаешь, говоришь или думаешь. Это просто факты бытия, о которых полезно помнить – всё равно ты с ними ничего не поделаешь.
А вот некоторые могут в твоей жизни присутствовать, а могут и отсутствовать, и разница между этими состояниями очень даже имеет значение. Поэтому и важно прилагать усилия, чтобы привлекать к себе желанных гостей и отдалять нежеланных.
|
</> |