Бог умаляет Себя ради человека
diak_kuraev — 24.03.2020 Наверно, слова Владимира Лосского о том, что "в Боге надо увидеть нищего, просящего подаяние любви на пороге человеческой свободы", стали мемом и символом веры для того племени московской интеллигенции, в составе которого и я проходил свой жизненный путь (и для которого миссионерствовали митрополит Антоний и о. Александр Мень).Кеносис. Бог вверяет Себя человеческой свободе. И не только до Голгофы.
Свое Слово Он доверил рукам человеческих переписчиков. И они что-то теряли, что-то дополняли и домысляли, что-то даже вычеркивали. И переводили в меру своего (не)понимания. И, конечно, человеческие руки вкупе со стихиями рвали, сжигали, топили, гноили священные манускрипты.
Тем более беззащитно Его Слово перед азартом толкователей Его воли вообще и Его Писания в частности.
Можно ли сказать, что Тело Христа более защищено от людей, чем Его Слово?
Весьма многим клирикам знакома такая сценка: епископ (настоятель) благоговейно причащается Телу и Крови Христа - и тут же начинает орать на сослужителей и алтарников (и хорошо, если без мата). Вкусил Тело Христово - скушал просфорку и попа. Как сказал мне один Преосвященный: "епископ должен уметь любого довести до инфаркта за три минуты".
Замечу, что богословски То, что в Чаше, неотличимо от тех, кто к Ней приобщается. Литургическое собрание призвано стать Телом Христа. Эпиклеза (просьба о Даре) одинакова: "Ниспосли Духа Твоего Святага на нас и на предлежащие дары сия". "Сие есть Тело Мое" относится и к освящаемому хлебу, и к христианам (Церкви).
Если сошествие Духа не делает причастников физически безболезненными и физически бессмертными (вспомним общепоповскую мечту о смерти в алтаре после причастия), то точно ли оно даст больше просфоре?
Христос и в Своей Чаше беззащитен. Чаша может быть расплескана человеческой неловкостью (а, бывало, что и намерением). Он может быть забыт в Чаше нерадивым священником - и заплесневеть.
Вы уже поняли, что вот в этой линии я и вижу ответ на вопрос - может ли человек заразить Чашу своим вирусом и через Нее свою немощь передать другому. В богословии кеносиса - может. Христос это не антисептик.
И потому для меня мысль и факт заражения священников и мирян на Литургии не является аргументом против веры во Христа и в Причастие.
И еще: история учит, что в храме, в церковной жизни легко заразиться земными инфекциями. Это я о политических вирусах.
Можно придти в христианское собрание в поисках Христа, а получить иньекцию националистической гордыни, агрессии, ненависти. Как вариант - вирус холуйства.
В церкви можно подхватить массу вполне языческих суеверий.
Ну вот никак нельзя сказать, что конкретные церковные собрания Бог хранит от ошибок и преступлений. "Всяко быват".
Так как же можно уверять, что банальный и безгрешный вирус холеры или гриппа не сможет передаться в этих церковных собраниях? Ведь вирус - это лишь одна из форм Богозданной жизни...
|
</> |