Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом (с)

топ 100 блогов pycckomy09.05.2024 Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом (с)
У святого Афанасия Александрийского есть интересное выражение: "Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом"
Возможно, целая куча ложных концепций привела Афанасия к этому утверждению. Тем не менее, минусы, накладываясь на минусы, в определенной ситуации дают плюсы. Получилось интересное выражение.
Выражение побуждает нас вспомнить об истории с деревом познания добра и зла. Что мы помним?

Во второй книге Бытия человеку было разрешено есть плоды со всех деревьев, но запрещено было есть плоды от дерева познания добра и зла. Но змей сказал: "в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло"(Быт.3:5).
Вопрос. Должен ли быть человек послушным Богу, создавшему его, даже если Бог был бы праведным и добрым?
Чтобы ответить на этот вопрос, возьмем ситуацию с рождением человека от человека.
Что кажется ребенку? Внешне родители ему кажутся такими же его создателями, как в библейской истории мог показаться Адаму Бог.
Представим, что отец ребенка, в целом, праведный, но ведь у каждого человека есть свои причуды. Вдруг отцу стукнуло в голову, что для благополучия семьи ребенку следует выколоть глаза, и начать просить милостыню? Или, когда его сын вырастет, поженить его на какой-нибудь злой женщине, потому что отцу кажется, что этот союз будет благоприятным для семьи. И хотя перспектива благоприятности сомнительна, сын обречен всю жизнь страдать рядом со злой сукой. Или отцу захочется воспользоваться телом ребенка для сексуального удовлетворения. Должны мы потакать подобным прихотям отца? Думаю, что большинство людей ответит резко "нет". В любом случае, этот вопрос, по крайней мере, спорный, а значит, нет никакой абсолютной необходимости повиноваться.
На самом деле, если признать, что отцы всегда важнее детей, то из такой концепции следовало бы сделать вывод, что человечество деградирует от лучшего к худшему. Но реально ведь происходит противоположное! Человечество становится более сильным, умным и нравственно более развитым.
Можно было бы сделать обратный вывод, что дети важнее отцов, и отцы должны жертвовать собой ради детей. Но думаю, что справедливее будет признать всех нас равноценными. Мы просто появляемся в разное время, и нет никакого смысла давать преимущества тем, кто появился раньше.
Иначе это будет похоже на армейскую дедовщину. Насколько высокоморальна система дедовщины?
Формирование ребенка происходит независимо от воли и намерений отца. Первоначальная заслуга отца только в том, что отец мог убить, но не убил. Велика ли заслуга? Из того, что мы можем убивать, но не убиваем наших ближних, не вытекает, что мы достойны за это награды. А последующая заслуга - в том, что отец пожертвовал частью своего благосостояния, чтобы дать возможность ребенку вырасти. Не вижу никаких проблем отплатить свой долг и быть совершенно свободным от обязательств, не говоря о свободе от послушании.
Что видит Адам? Тоже самое. Он обязан своим происхождением Богу, однако, Бог сразу же поступает неправедно. Он выражает желание оставить людей тупыми и не дать им возможности познавать добро и зло. Должен ли Адам был подчиниться? Мне кажется, что ответ "вопрос спорный" будет допустимо дипломатичным, но вряд ли верным. Я считаю, что Адам не должен был подчиниться.
Можно этот вопрос рассмотреть с другой точки зрения.
Обязаны ли орки Толкиена своим созданием Саурону? Должны ли были они совершать зло в благодарность за свое создание? Только теоретически можно ответить "да". Но все мое существо говорит "нет". Я скорее отказался бы от жизни, чем был бы обреченным всю жизнь творить зло.
Был ли Бог злым? Не думаю, что Адам мог дать на это квалифицированный ответ. Но то, что мы видим в сюжетах Библии - это убийства Богом невинных людей, включая маленьких детей, убийства из ревности, убийства из развлечения (например, ожесточение сердца фараона), убийства в припадках гнева, обман, лицеприятие, порабощение людей, требование поклоняться себе и угрозы с этим связанные, отсутствие милосердия и вообще добрых дел как таковых. Если чудеса Иисуса - это исцеления больных, то чудеса Яхве в основном ассоциируются с казнями египетскими и т.п.
Обязан был Адам поклоняться злому Богу? Не думаю.
И, возвращаясь к святому Афанасию, мы имеем факт того, что каким бы зашоренным Афанасий ни был, каким бы непререкаемым он ни считал Писание, и ему казалась привлекательной идея стремления человека стать Богом. Следовательно, и с этой точки зрения (может быть невольно для неудосужевшегося провести параллели Афанасия), поступок Адама можно считать конструктивным.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Впервые о возможности генерального сражения, которое должно определить исход войны на Украине, заговорили в апреле-мае прошлого года, после отвода российских войск от Киева и Чернигова. Тогда предполагалось, что выведенные из Киевской, Черниговской и Сумской областей части, а их общая ...
...
Подведения итогов года здесь не будет.От прогнозов на следующий год воздержалось ...
В этом материале мы собрали три рассказа немецких солдат, которым повезло из плена в СССР вернуться обратно в Германию . Судя по их повествованию, в нашей стране не так уж плохо с ними обращались, а главные трудности ожидали на Родине. ...
А скажите пожалуйста, дорогие друзья...Если бы у вас была возможность  сегодня кардинально поменять свою жизнь. Не вернуться на 10-15-20 лет назад, а именно вот сейчас.  Сегодня. Или никогда. И возможности этих изменений -  неограниченны в ...