Бог, религия, верующие. Попытка классификации современников по их отношению к этим предметам.

В советское время, хотя по конституции и провозглашался принцип "свобода совести", то-есть быть верующим не являлось противозаконным, де-факто государство, используя другое конституционное положение - отделение церкви от госудапства, всей своей внутренней политикой толкало граждан к атеизму. Люди с детства, с детского сада, школы впитывали материалистическое мировоззрение. Государство всеми своими возможностями (контролируемые СМИ, кино, литература, любые добровольные общества, кружки и т.п.) закладывало в сознание людей атеизм и материализм (точнее марксизм-ленинизм). Вера, хотя формально не запрещалась, общественностью воспринималась как бы с насмешкой, как следствие "недообразованности". У детей в этом отношении положение было еще труднее, чем у взрослых, религиозный ребенок становился фактически вне "детского общества": он не мог стать, как все его сверстники ни октябренком, ни пионером, ни комсомольцем, становился изгоем, но при этом подталкиваемым со всех сторон отказаться от веры. В конце концов чаще всего этим дело и заканчивалось, ребенок или уже юноша отказывался от религиозных взглядов.Всё это сыграло свою роль, и бывшие советские люди, получившие образование во времена СССР, т.е. те, кому ныне в районе сорока лет и более получили довольно прочную материалистическую базу в своих мировоззренческих взглядах. Поэтому и после ликвидации советскогостроя, после снятия идеологического пресса и мощно хлынувшего в образовавшийся идеологический вакуум самых разных религиозных концепций многие из них (даже те, кто из протеста к прошлому атеистическому гнету объявили себя верующими) в душе остались материалистами. Но в то же время большую роль сыграла не полностью забытая в советское время традиция: все русские (также белорусы,большей частью украинцы) - православные христиане.Немалую лепту в укрепление этих чувств внесла и поднявшаяся на ноги, окрепшая церковь.Так произошло, чтосегодня большинство народонаселения считает себя верующими.Вообще-то религий и религиозных течений довольно много, но я я вдальнейшем в основном буду иметь в виду ортодоксальных православных христиан.Если попытаться как-то "классифицировать" сегодня население по вопросам его отношения к вере, то мы увидим довольно пеструю картину. Я не проводил социологических исследований и опросов, мои выводы в основном базируются на собственных наблюдениях, встречах, беседах, причем не только с теми, с кем доводилось разговаривать непосредственно, но и теми, кого слышал с помощью прессы, телевидения и чьи взгляды высказывались в интернетовских статьях,заметках,комментариях.Представляю свою классификацию.
ГРУППА № 1
К группе № 1 (естественно, нумерация произвольна) я отношу тех, кто прямо и недвусмысленно, безаппеляционно называет себя атеистом, не признаёт существование Бога "ни под каким соусом", придерживается в своем мировоззрении строго научных взглядов на базе материализма. Эта группа довольна четка в своих границах и пожалуй единственным различием в мировоззренческих взглядах ее членов является отношение к вере и верующим. У одних оно резко отрицательное - чушь, мракобесие,неграмотность. Другие в этом отношении более спокойны и толерантны. Они допускают Бога как теоретическую гипотезу (даже аксиому), но сами являются ее противниками. И те, и другие иной раз пытаются с помощью логики и имеющихся научных знаний опровергнуть существование Бога (как например Анатолий Вассерман в своем ЖЖ с помощью теоремы Геделя).Но находятся оппоненты, которые также логично их опровергают. В заключение хочу сказать об этой группе, что входят в нее как правило люди образованные и начитанные, причем нередко хорошо знающие религиозную литературу, священные писания, и в дискуссиях они нередко ставят своих оппонентов "втупик".Впрочем, не на долго, на все их аргументы в конечном счете находтся контраргументы.
ГРУППА № 2
К группе №2 я отношу людей,которые признают существование Бога как такового, но не признают никакой религии. Для них Бог - это первопричина бытия, творец вселенной, автор ее законов. В их представлениях Бог настолько велик во всех смыслах и напавлениях, что человек со своим ограниченным умом и жалкими инструментами восприятия постичь его в целом не в состоянии, только какие-то частности.Бог - это всемировой ДУХ-РАЗУМ, духовное творческое начало всего сущего. В мировоззренческих взглядах этой группы есть и существенные различия, главным образом в отношениях Бог - человек.Я приведу крайние (на мой взгляд) точки зрения.
А) Бог, создав вселенную и ее законы в общем-то почти не вмешивается в ее дела и течение событий, вторгаясь лишь для устранения "случайных перебоев", а также корректируя то, что считает нужным по своему усмотрению ("Божий промысел").Никаких молитв он не слушает, в дела отдельного человека не вмешивается, в дела человечества может и вмешаться, если сочтет нужным.
Б) Бог - это некая духовная сущность,пронизывающая весь космос, в каком-то смысле это и есть КОСМОС. Он постоянно руководит миром, все происходит согласно его воле. Один из атрибутов КОСМОСА - энерго-информационное поле, с которым у человека может быть связь.Именно оттуда человек черпает идеи, получает иногда информацию. Гениальные люди могут "слышать" оттуда какие-то определенные волны - отсюда гении в области музыки, поэзии, науки и др. У некоторых людей есть дар слышать и читать само информационное поле - отсюда провидцы,пророки. Некоторые считают, что дар связи с КОСМОСОМ в принципе дан каждому человеку от рождения, но... Во-первых изначально он дан далеко не поровну каждому индивиду (недаром есть слово: "одарённый"), во-вторых, многое зависит от самого человека: можно, напрягая духовные творческие силы, дать разгореться даже слабому изначально огоньку, а можно и практически загасить любой,полученный свыше.
В заключение, говоря об этой группе, нужно упомянуть, что некоторые (как и в группе№ 1, только наоборот) пытались доказать научно-логически существование Бога, например с помощью второго закона термодинамики, согласно которому вселенная должна была бы "умереть" (тепловая смерть).Но раз она жива вопреки этому закону, значит это вмешательство Бога.Однако нашлись доводы и против этого доказательства.
ГРУППА № 3
Это люди, которые, объявив себя христианами, постаралась ликвидировать пробелы в свом религиозном образовании, прочитали евангелия, полистали и выборочно почитали библию в целом, другую религиозную литературу.Словом пытались религиозно просветиться теоретически, как бы пройти заочно курс "Закона Божьего"(когда-то, ещё в царские времена, этот курс входил школьную программу).Разумеется в процессе этого христианского просвещения они столкнулись с некоторыми такими вещами(своеобразное изложение некоторых исторических событий,сверхъестественные чудеса,отдельные совершенно не увязывающиеся с наукой утверждения), которые вступили в явное противоречие с их твердо установившимися знаниями и убеждениями. Образованный, да и просто достаточно грамотный человек не может поверить в сверхъестественное, не может закрыть глаза на явные противоречия и несообразности, на которые при чтении библии наталкиваешься то и дело даже при самом богочтимом настрое. И грамотный человек поступает так, как поступали грамотные люди и до него: он как бы изымает такое из своего восприятия. Например Гегель в своем произведении "Жизнь Иисуса" не приводит никаких сверхъестественных событий - они или не упоминаются вовсе,или излагаются как-то естественно. Словом современный грамотный человек, читая христианскую литературу сверхъестественное пытается как-то рационально истолковать и объяснить.Кстати сейчас и официальная церковь частенько идет по этому пути.Например сотворение Мира в шесть дней - "дни" объясняются как некие этапы, типа геологических эпох.Находятся способы интерпретировать сообщаемое в текстах библии так, что оно становится понятным и воспринимаемым современным человеком. Многое предлагается понимать не в буквальном смысле, а с каким-либо подтекстом,намеком.Вообще в отношении чтения текстов священных писаний нужно заметить присущее человеку психологическое свойство - видеть то, что ждешь увидеть, ответ на свой вопрос.Отыскивается мудрость в самых разных, порою простых фразах.Причём это не выдумка человека, это его истолкование,озарившее его при поиске мудрости.Можно сравнить это с высказыванием Макиавели, которое в несколько вольном изложении звучит: "Мудрость говорящего есть мудрость слушающего".Разумеется, это не исключает и мудрость как таковую, несомую некоторыми текстами, которые надо суметь и увидеть, и понять.Вообще от христианских книг у этой группы верующих остаются в основном лишь морально-этические принципы как главное в христианской вере: "Возлюби ближнего своего", "Блаженны миротворцы", "Богу - Богово,а кесарю - кесарево" и т. д.
ГРУППА № 4
Резкой границы между гр.№3 и №4 нет,она довольно размыта и состоит в основном в разнице знаний христианской истории, канонических произведений, вообще "христианской грамотности" и влияния этого на общее мировоззрение.Какая-то часть этой группы кое-что читала,что-то слышала,что-то в своих знаниях пополнила при посещении церкви,общениях с другими верующими.Однако большинство тех, кого я отношу к этой группе, как мне кажется, вообще не испытывает никакого дискомфорта от недостаточности христианского просвещения, не испытывает особой потребности как-то пополнять свое религиозное образование, строить "внутри себя" мировоззренческий фундамент своей веры.Этим людям вполне достаточно того, что они где-то что-то прочитали или им рассказали.Возможно иногда они и полистали библию, прочитав лист-другой.Наверное в душе они как-то достраивают интуитивно эти фрагменты, создавая для себя какую-то цельность представлений. Что интересно часто именно такие люди становятся наиболее заядлыми спорщиками в интернотовских обсуждениях, отстаивая "своего" (как он ими интуитивно понят) Бога и приводя в подтверждение цитату из евангелия.Как самый нижний слой этой группы можно назвать тех, кто , объявив себя верующим христианином, лишь повесил крестик на грудь, стал иногда посещать церковь и отмечать рождество и пасху.
В целом говоря и об этой группе и о предыдущей, надо сказать, что еще век назад их надо бы было назвать великими грешниками.Они не молятся, как предписывается христианину, утром и вечером, перед и после вкушения пищи, они не знают постоянных кратких молитв (в том числе некоторые даже "Отче наш"), большинство не соблюдает постов, почти ничего не знают о церковном богослужении, почти никто из них не сможет изложить символ веры.Словом, современный христианин ( в большинстве) - христианин очень условный.И современная церковь, понимая это, старается в значительной мере смягчить "формальные узы" верующего христианина, сделав упор на моральной стороне заповедей Иисуса Христа. Учитывая то,что и сам Иисус Христос придавал формальности второстепенное значение и критиковал фарисеев за их чрезмерное придание значения внешним требованиям законов в ущерб их духовному содержанию, это правильно.
ГРУППА № 5
Условно эту группу можно назвать "истовые христиане". Это те из современных христиан,которые и по меркам позапрошлого века могут считаться таковыми.Они грамотны в отношении "закона божьего", верят каждой букве священных писаний,регулярно читают библию, соблюдают посты и вообще всё, что предписано христианину.Разумеется какие-то отступленя и прегрешения могут и случаться, но на это есть покаяние.Это по большей части достаточно пожилые люди, которые поняли, что дела мирские можно и отовинуть, надо подумать о "вечном". Но есть и любого возраста, есть и совсем молодые - люди, которых жизнь, жизненные потрясения,несчастья или наобоот чудесные случаи спасения от казалось бы неминуемого привели к вере В принципе - это счастливые люди, ибо их не гложут сомнения и совесть, они чисты сердцем.И в отношении них хочу закончить словами Нагорной проповеди Иисуса Христа: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят".
Говоря об этой группе я не упомянул такой слой христиан,который непосредственно связан с церковью: священники,монахи,священнослужители более высоких рангов и все другие,кто связан с церковью профессионально.Они по долгу своего положения знают и должны соблюдать все,что предписано христианам, и не только соблюдать, но и нести веру в массы.Возмозможно среди них и есть сомневающиеся, но тогда их долг - сменить профессию.Поэтому этих людей также следует включить в эту группу.
ГРУППА № 6
Это экзальтированные верующие.Я колебался, можно ли их назвать группой.Конечно их достаточно мало, но все же они есть.Эта группа верующих с приподнято-пафосным, мистическим отношением к Богу как некоему Духовному царю, Мировому Разуму, Космическому повелителю вселенной.Причем здесь находится место и Иисусу Христу то ли как посреднику, то ли наместнику на Земле. В вере этих людей переплетаются эзотерические и теософские взгляды, они цитируют и древнебиблейские неканонические тексты, и апокрифические евангелия и цитаты известных авторов эзотерики и теософии.Их взгляды анализировать затруднительно, их возвышенно-пророческая риторика в основном задействует эмоциональное восприятие, а не разум.